Мистика кендо.
Мистика кендо.

Мистика кендо.

«Фехтование — это мистика для благородных людей».

(Артуро Перес Реверте. Учитель фехтования.)

Дело в том, что на одни и те же явления могут смотреть разные люди. Взгляд новичка и взгляд знающего или познавшего (не новичка) очень существенно отличаются. Новичок смотрит слишком упрощенно. Про кендо он скажет что это про то, как бить синаем по голове, про бокс тоже понятно, как кулаком стукнуть. А вот про айкидо уже посложнее будет. Как-то непонятно что там происходит. Какие-то поддавашки. Ударов нет, просто падают, чтобы учителю угодить, какая-то непонятная лажа. Ну и вот, к слову, это как раз и доказывает, что айкидо запредельно крутое явление, раз у людей уста никак не примут сказать, на что это похоже.

14. «Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте меня, скажите мне, на кого я похож?
Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого.
Матфей сказал ему: Ты похож на философа мудрого.
Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого ты похож.
Иисус сказал: Я не твой господин, ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который я измерил.
И он взял его, отвел его и сказал ему три слова. Когда же Фома пришел к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус?
Фома сказал им: Если я скажу вам одно из слов, которые он сказал мне, вы возьмете камни, бросите их в меня, огонь выйдет из камней и сожжёт вас.»

(Евангелие от Фомы.)

И вот, когда мы имеем дело с такими явлениями, которые не поддаются формулированию и определению, которые невозможно уподобить, потому что они ни на что не похожи, потому что они запредельно высокого уровня, вот тогда и хочется назвать это мистикой. Потому что мы это видим, и все это видят, это существует, оно есть, мы это ЧУВСТВУЕМ, ощущаем, но не можем толком сформулировать, дать этому определение. А определение мы дать не можем потому, что никак не можем добраться до границ этого явления. Вместить. Измерить. Формулировка или определение подразумевает познание границ, а мы их никак не можем увидеть. И поэтому наши уста никак не примут сказать. И поэтому это мистика.

На самом деле и бокс, и кендо, и айкидо, на уровне людей знающих, а не новичков (начинающих или дилетантов) подразумевают одну чрезвычайно важную и интересную вещь. Это не как бить или бросать. Это то, что не видят те, кто не в теме. Работа с ощущениями. Вот что самое интересное, до чего не всякий способен добраться. Это и есть та самая мистика, которая для благородных людей. И сколько бы мастера не говорили и не писали о ней, все будет без толку, потому что научиться любым техникам, как бить или бросать, можно, но как передать ощущения? Ученик может только сам, через практику, только лично, самостоятельно, уловить правильное чувство и правильную смысловую суть. А когда ему это удается, это называют сатори или схождением святого духа. И это есть самое сложное в обучении. Это лежит за пределами возможностей самого лучшего учителя, каким бы великим он ни был. Свою голову не поставить. Учитель может только создать условия или среду, почву, атмосферу. Но самая главная его цель достичь того, чего достичь невозможно. Научить тому, чему нельзя научить. Вот такой парадокс. Вот почему быть учителем так трудно и так интересно.

«Мастерству фехтования нельзя научить».

(Учитель Симада из фильма Меч Судьбы.)

Ну и небольшой практический пример. Когда вы делаете субури или отрабатываете удар, то не просто машите синаем, думая о посторонних вещах. Сосредоточьтесь на ощущении своего центра. Да, в человеке есть центр. И физический и психический, потому что человек это психика, душа, ум и тело одновременно. Центр это чрезвычайно важная вещь. Это как самое главное в вас самих. Центр принятия решений. Сама ваша суть.  То, от чего вы любите. (Отличное, в высшей степени мистическое предложение.) То, от чего вы бьете. То, от чего вы действуете. Когда вы что-то делаете, направляйте на это свой ум. Концентрацию. Укрепляйте свой центр. Это очень хорошая привычка. И наносите удар от своего психофизического центра. Машите синаем для того, чтобы почувствовать свой центр и от своего центра, и, как можно более четко, наносите удар. И только тогда, когда вы научитесь идеально делать удар, или когда он начнет хотя бы иногда получаться, вы начнете  улавливать это чувство. (И вообще, что-то делать идеально.) Новичкам оно недоступно. Вы сами начнете получать удовольствие от того, на что вы способны, что у вас начинает получаться, от четкости и точности самого себя, потому что кендо и айкидо это медитация в движении. То есть молитва не на словах, а на деле.

Вот хорошее фото. Захват центра противника. Или когда один центр сильнее другого.

Техники Пути Мира постоянно изменяются; каждая ситуация уникальна, и надлежащий ответ должен приходить естественным образом. Завтрашние техники будут отличаться от сегодняшних. Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство мира не имеет формы — оно есть изучение Духа.

(Морихей Уэсиба.)

Если вы несчастны или в депрессии, если вы не радуетесь, значит вы ничего идеально (с)делать не можете. Потому что так и не научились. У вас только сказки, влияющие  на сон ребенка. Очковтирательство и лукавство. Ложь. Заблуждения о других и о самих себе. Бывают такие новички, что даже не в курсе, что они новички. А бывает и того хуже. Когда новички думают, что они во всем давно разобрались. И могут даже других поучить, да. Что они успешны. Слепые ведут слепых. Как больные и очень больные. Одни знают, что они больные, а другие считают, что они самые здоровые. Если вы сами себя обкрадываете, откуда возьмется радость? И какой тогда выход? Такой же лживый и такой же лукавый. Имитация. Декорация радости. Показуха. Самообман. Но сколько не загоняй болезнь внутрь, здоровее не станешь…

Одни спасутся, с чувством «я не знаю, как это получилось», а другие, с точно таким же чувством, погибнут. Вот и вся мистика. Также и в Учителе фехтования получилось. Кто по всем признакам должен пропасть — спасется, а кто упакован (выглядит упакованным) и в шоколаде наоборот. Вполне себе, обыкновенное чудо.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *