С удивлением узнал, что оказывается, не существует элитарного боевого искусства. Есть такое мнение, да. Что элитарность это иллюзия, игра разума и нашего эго. Что все на самом деле одинаковое. Причем, это было сказано человеком, который считает себя инструктором айкидо. Это было сказано в ответ на мою реплику, что айкидо это вершина боевых искусств, элитарная вещь. Человек утверждал и доказывал, что травмы на айкидошных тренировках неизбежны, и что если они есть, то это доказательство того, что ваше айкидо это действительно боевое искусство. А если их нет, значит это фитнес, йога, спорт ну и тому подобное фуфло. На мое замечание, что в этом-то и суть боевого ИСКУССТВА под названием АЙКИДО, чтобы совместить боевой аспект с отсутствием травм, победить без причинения вреда; что показателем квалификации инструктора как раз и является недопущение травм и т д.; мне было сказано: «Нет. Как бы хорош ни был тренер, например в футболе или ММА, все равно травмы там случаются и это естественно и нормально». Тут я и сказал, что элитарные вещи нельзя измерять обывательскими мерками и представлениями. И что такие мерки сами по себе свидетельствуют об уровне тех, кто ими измеряет и кому они ближе. Люди не догоняют, что это несопоставимые вещи. Остается только удивляться, почему им не приходит в голову сравнить кто круче, балерина или боксер? Например, Николай Цискаридзе со своей растяжкой может засандалить Майку Тайсону по харе не хуже Вандама. Это же аргумент. Ноги длиннее и мощнее любых рук. Тайсону не сдобровать. Ну что ж, давайте попробуем впихнуть невпихуемое и представить себе совмещение несопоставимых вещей.
Что будет, если мастер айкидо пойдет на ММА и бои без правил? Ни один настоящий мастер туда не пойдет, и сейчас вы узнаете почему. Но пока давайте представим. Если человек не дурак, то ему понятно, что ситуация возникает реально боевая и даже с риском для жизни. Потому что нокаут это сотрясение и кровоизлияние в мозг, то есть инсульт. Всем недуракам известны случаи инвалидизации и смерти боксеров, даже самых великих, не говоря уже о не самых известных. Итак, это боевая ситуация. Следовательно, резонно предположить, что мастер означает не дурак, и он будет работать в свою полную силу. Ведь на кону стоит его жизнь. Будет ли он стремиться заботиться о том, чтобы его противник не пострадал — не травмировался? По мере своих сил, конечно, будет, ведь он мастер АЙКИДО, боевого искусства, сутью которого является победа над противником без причинения ему ущерба и травм. Но все же, в приоритете у мастера будет стоять прежде всего его собственное здоровье. При работе со своими учениками сенсей понимает, что это его ученики. Он обучает их делать все виды страховок. Для показательных демонстраций (которые проходят на максимально возможных и при этом скоростях безопасных) он отбирает своих самых опытных и самых лучших учеников. Которых он может позволить себе пошвырять максимально красиво-демонстративно, прекрасно
отдавая себе отчет в том, что они обучены хорошо страховаться и наверняка не травмируются. Знает ли то же самое наш мастер в отношении своего мма-шного противника? Нет. Наоборот, мастер справедливо догадывается, что его противник про страховки даже не слышал. Более того, он, скорее всего, даже не помышляет о них. Он помышляет о другом. О том, как он сейчас этому благообразному старичку-мошеннику образцово-показательно надерет задницу. И тогда все наконец увидят, какая это лажа, постанова и поддавашки, ваше дурацкое айкидо. И вот, внимание, вопрос: Что будет? И почему мастер никогда на такое не подпишется?
А будет вот что. Во-первых, не будет никакого зрелища. Все будет кончено примерно за две секунды. Если считать с момента начала реальной атаки в сторону мастера. Зрители будут обескуражены, потому что никто ничего не увидит и не поймет. Во-вторых, за эту пару секунд мастер воспользуется атакой противника чтобы выполнить технику айкидо, а противник (в лучшем случае) останется инвалидом, а в худшем — сломает себе шею и умрет прямо на ринге. Причем, даже не успев понять, как это получилось и что с ним произошло. Даже лучшие ученики не факт, что смогли бы успеть выполнить страховку на реально боевой скорости (вряд ли они пробовали реально убить или покалечить учителя), тем более страховку не успеть сделать тому, кто ее и на самой малой скорости как выполнять не имеет даже теоретического представления. А ее надо не просто знать как делать, но уметь делать на автомате, не задумываясь, на уровне рефлекса. Мгновенно. Потому что думать в настоящем бою просто некогда. Если вы опоздаете, вам конец. Все должно быть отработано до автоматизма. И вот теперь объясните, зачем мастеру соглашаться приходить на какие-то дурацкие бои без правил? Чтобы что? Чтобы убивать ничего не подозревающих о боевых искусствах недалеких субъектов? Разочаровывать публику в высшей степени краткосрочными и незрелищными поединками? И что делать потом? Садиться в тюрьму? Скажут: ну вы же понимали, что противник у вас дурачок наивный? Что ж вы за зверь-то такой?! Да разве так можно?! Он же не знал, он же не думал, что вы такая исключительно опасная сволочь! А вы-то знали! И как же вы, такой весь правильный, благообразный старичок,
рассуждающий о Гармонии и Любви, АЙКИДО и непричинении вреда, взяли и вот так вот человека убили и искалечили? Да еще так быстро, что мы ничего не поняли? Совесть у вас есть?! Зрители ведь деньги не за две секунды заплатили! Они негодуют и справедливо возмущены. Нет, они возмущены не тем, что ничего не успели понять. Они не такие. Они возмущены тем, какая вы исключительная гнида. Это же какое-то свинство, издевательство, обман! И еще вы опозорили свою семью, своих предков, честь самурая в частности и все айкидо вообще! Тьфу на вас, какая же вы дрянь. Да еще и живого человека убили. Вон его жена, его мама, его дети рыдают. Ну что, мастер, доволен? Неет, мы этого так не оставим! Вы за это ответите!
И как же можно быть инструктором или учителем, если человек не понимает разницы между дворником и академиком, генералом и рядовым, Шариковым и профессором Преображенским?
Когда Морихею Уэсибе предложили провести демонстрацию для императора, Основатель айкидо поначалу долго отказывался: «Нельзя лгать перед императором». (Нельзя работать не в полную силу.) «Я не могу убивать своих учеников.» Тогда О Сенсей был смертельно болен, жизнь его подходила к концу. В конце концов он согласился, взяв с собой двух учеников-ассистентов. Одним из них был Сиода Годзо, основавший Айкидо Есинкан. Другой ассистент недооценив маленького, (меньше полутора метров) согнутого и истощенного онкологической болезнью старичка, слишком небрежно сделал страховку и получил перелом плеча. Остался один Сиода, которому пришлось более сорока пяти минут отдуваться и за себя, и за своего незадачливого товарища. В итоге, после демонстрации, все трое оказались в больнице. Ассистент со сломанным плечом, Уэсиба с обострением своей болезни, а Сиода в жуткой депрессии. Даже представить себе не могу, как можно было выдержать 45 минут швыряний, каждое из которых было почти в полную силу и могло оказаться последним. Но перед императором, символом нации и божеством для всех японцев, нельзя лгать.