Также как пребывание в прошлом (или в мечтах о будущем) может привести нас к гибели, так и присутствие в настоящем может спасти и привести нас к жизни. Во время тренировок и упражнений мы волей-неволей вынуждены пребывать в настоящем. Ни поединка, ни выполнения упражнения с партнером не получится, если вы будете стоять перед ним и тормозить, запаздывать или торопиться, пребывая в мечтах или каких-то своих мыслях. Тренировка — это медитация в движении. Настройка пропорциональности. Медитируя в покое, почти невозможно ни о чем не думать и очистить свой разум от всяких мыслей. Они непременно начнут заползать вам в голову. Вы будете их гнать прочь, а это само по себе уже будет мыслью. Занимаясь со своим партнером вы абсолютно легко и естественно достигаете ничем не замутненного состояния ума, к которому стремятся разнообразные дзен-буддисты, тибетские монахи, йоги и прочие загадочные экзотические чудаки. Только практические действия приводят человека в изначальное состояние, оживляют, очищают наш разум и выводят нас из оцепенения. Никакие молитвы и проповеди, никакие книги, тексты, сутры, заклинания и умные слова, не способны вернуть нас к жизни. После тренировки я чувствую себя живым. Именно достижение этого состояния является нашей главной целью, а вовсе не соревнования, медали, экзамены и аттестации. Результат и цель находятся не где-то там, в далеком будущем, а здесь и сейчас, сегодня, в настоящем.
В конечном итоге, мы настолько в своих привычках выпадаем из настоящего, что когда приходит время умирать, или в минуту смертельной опасности, мы с ужасом понимаем, что в настоящем-то мы как следует и не пожили. А время умирать — это и есть практическое действие, которое увы, иногда слишком уж поздно прочищает нам мозг. Оно может подобно грому, выводить нас из оцепенения. Хорошо если мы останемся живы, а можем ведь такого урока не пережить. Человек, как музыкальный инструмент, может прийти в расстройство и даже не подозревать об этом. Кендо — это прекрасный способ точной настройки. Это состояние силы, которую вы в себе ощущаете, бодрости ума и вашего восприятия, лишенного каких бы то ни было искажений. Воистину был прав Уэсиба, когда говорил, что единственное желание которое у тебя должно остаться — это жажда новых упражнений на Пути.
Если вам после тренировки хочется снова на тренировку, значит вы все делаете правильно. Даже если вы (пока еще) не все правильно делаете.
Спасибо, хороший текст! Ещё пришла мысль, что избыточная погруженность в прошлое-будущее, ведет к тому, что человеку приходится в своем уме сражаться с иллюзорными проблемами, тогда как кендо предлагает реальные, настоящие вызовы. И это фокусирует, очищает сознание от всего лишнего, как Вы и сказали: настраивает на здесь и сейчас. Нужно быть предельно внимательным, чтобы ударить точно, чтобы синхронизировать все движения, чтобы сосредоточиться на главном. И если на уровне ума легко впасть в самообман, то кендо сразу всё проявляет и расставляет по своим местам. Это как попасть в четкую систему координат, где каждому твоему движению сразу находится место и дается чёткая оценка. И легко увидеть несоответствие, понять, насколько ты далеко от совершенства. А это и есть первый вызов.
в продолжение этой логики, истинная система координат в том, что малышне всего этого пока не понять. С другой стороны, мы тоже далеки от понимания причин, почему они занимаются, и что они в этом для себя находят. Было бы очень интересно и крайне полезно дать им задание написать небольшое сочинение об этом. Что у них в голове, и как они все это видят-воспринимают. Даже если они напишут формально и неискренне, это уже будет система координат.