Мы для этого и занимаемся, чтобы уп
Первое, с чего начинается обучение новичка, это правила поведения в додзё. Например, входя, следует сделать поклон, а выходя из додзё, следует развернуться к нему лицом, сделать поклон, снова повернуться к выходу и только потом выйти. Потому что надо отдавать дань уважения месту (дзё), где ты занимаешься совершенствованием своего Духа, следуя своему Пути (до). В начале тренировки у японцев принято делать поклон (Рей) в сторону знамени клуба, японского флага, алтаря, портретов основателей школы и наставника (инструктора или учителя) который также делает поклон в сторону учеников. На тренировке команды отдаются исключительно на японском, и это тоже считается частью традиции. Хотя я вообще никакого смысла не вижу в том, чтобы считать до десяти именно на японском. Начали за здравие, кончили за упокой. Если в поклонах еще был какой-то смысл, то во всем остальном уже начинается жалкое подражательство бессмысленной обезьяны. Я не против заимствований слов из других языков, англицизмов или японизмов. Я против догм и тотального следования каким-то крайностям, я против обязаловки и несвободы. Не человек для закона и правил, а закон и правила существуют для человека. Если вы не бьете каждые пять минут земные поклоны, не осеняете себя крестным знамением утром, вечером, перед сном и еще один раз в полдень; не читаете молитву перед едой и так далее, все это не означает, что вы не верите в Бога и что вы вообще антихрист и сатанист. И наоборот, строжайшее соблюдение всех ритуалов, обрядов, церковных праздников и постов, еще не означает, что вы верующий в Бога живого.
Если вы от частого употребления превратите поклоны в формальность и автоматическую привычку, вы перестанете ощущать смысл, который за ними стоит. Если додзе это священное место изучения Пути, то к святыням надо прикасаться в особых случаях, а не превращать их в затасканное и повседневное.
— Вы видите на мне эти брюки? — промолвил наконец Фунт. — Это же пасхальные брюки! Раньше я надевал их только на пасху, а теперь я их ношу каждый день…
Также как и киай (крик), вы должны делать только если вы этого сами хотите, если у вас есть в этом нужда и потребность, а вовсе не потому, что это такое требование для присуждения иппона и чтобы угодить судьям. Не следует тупо и противоестественно (вот идеальное слово) кричать, заставляя себя делать то, что вам делать не хочется; только потому, что это так положено делать и такие правила. Вот этого я против, а не этикета и вежливости. Вы должны (и даже обязаны) знать, что это все существует, быть знакомы с этими правилами, но вы не должны быть рабами всего этого. Наоборот — это законы и правила должны служить и помогать вам, также как Киай, который вы издаете, чтобы выразить свое сердце (кокоро), выплеснуть всю свою энергию и мощь, вложить все свое чувство в удар.
Мы не японцы, мы — русские. Можно использовать какие-то отдельные японские слова, если они вам нравятся и если они лучше русских аналогов передают смысл. Если вы хотите их использовать. Я совсем не против этого, наоборот, я только за. Но тогда несправедливо полностью запрещать слова русские, которые нам ближе и которые лучше передают смысл, чем некоторые японские, да еще и считать это преступлением, крамолой, неуважением и хулиганством. Это наша страна и наши правила. Мы у себя дома, это — наш дом. И это именно то, что мы должны в себе культивировать с помощью кендо.
Мы для того и занимаемся, чтобы управлять своей жизнью так, как нам нравится и как нам удобно, без оглядки на кого бы то ни было, и на то, что они нам пытаются впарить или навязать.
Мы изучаем кендо, чтобы избавляться от недостатков и предрассудков, а не приобретать новые; мы тренируемся, чтобы научиться быть свободными, независимыми, образованными, просвещенными, грамотными, живыми, уверенными в себе творческими людьми; а вовсе не для того, чтобы превратиться в более качественных рабов чьих-то догм, запуганных и ничтожных.
равлять своей жизнью так, как нам удобно, без оглядки на кого бы то ни было, и на то, что там они нам пытаются впаривать.