Когда на самом деле рождается человек?
В фильмах про самурайские времена, вы наверняка слышали про обряд совершеннолетия. Такое понятие существует у всех народов. Совершеннолетие и означает окончательное рождение человека. Когда он перестает быть ребенком и становится взрослым, самостоятельно мыслящим и рассуждающим человеком. До этого он только слушался взрослых, не пытаясь как-то опровергать, оценивать, критиковать, или ставить их утверждения под сомнение. С того момента, кода ребенок начинает мыслить и рассуждать совершенно лично и самостоятельно, он и рождается как человек взрослый, и уже не родители, а он сам начинает нести ответственность за свои действия и поступки.
На мой взгляд это начинается в 12-13 лет и проявляется в том, что до этого возраста ты просто плыл по течению, не задумываясь, а надо ли тебе это или не надо, хорошо ли это или плохо, должен ты это делать или не должен, быть или не быть, правильно или неправильно. Если тебе что-то не нравилось, ты просто этого не делал, и тебе было все равно, ты вообще не задумывался, что там о тебе подумают другие или как ты при этом выглядишь. Нравишься ты другим детям, девочкам или мальчикам, любят тебя в классе или презирают, тебе все это было вообще безразлично. Ты принимал эту жизнь целостно и абсолютно, наслаждался ее красотой во всей ее полноте, радуясь от того, что у тебя все впереди. И все обязательно будет хорошо и замечательно. Нет, даже не так, потому что хорошо всегда существует относительно плохого, а тогда понятия плохого в твоем сознании просто не существовало. Все было прекрасно и неоспоримо. И неоспоримо прекрасно.
Но время летит, годы идут, детство остается в прошлом. Тебе нравится самая красивая девочка в классе. И вот, уже как-то не все равно как ты выглядишь, что ты можешь и на что ты способен.
Да и другие девчонки (или мальчишки, наверное, если ты девочка) тоже что о тебе думают как-то особенно болезненно беспокоит. Вспоминая себя в школе, я могу сказать, что драться мне нравилось в первом классе. Драками это назвать сложно, скорее там было море веселья, адреналина и драйва, чем каких-то увечий и мордобоя. В более старших классах (и в дальнейшей жизни) я уже более серьезно относился, но так было не у всех. Некоторые остались недоразвитыми и дрались, как будто остановились в развитии на уровне первоклашек. Хотя они уже находились в возрасте, когда запросто могли загреметь за решетку или быть привлечены к уголовной ответственности. Когда школа закончилась и наши пути разошлись, я уже не мог отслеживать их дальнейшую судьбу, но, как оказалось, со многими из них впоследствии именно это и произошло.
Молодой человек, только что вышедший из подросткового возраста, в силу своей неосведомленности, может еще не иметь образца для подражания, авторитетного примера или проводника. Разобраться в окружающей его информационной каше весьма непросто. Но все же, какая-то внутренняя психолого-интеллектуально-философская база, заложенная в семье; потребности, склонности, и предрасположенности в его характере уже существуют, и, рано или поздно, человек встречает что-то такое, что находит отклик у него в душе. И тогда он говорит: «это мое», это то, что мне интересно, что мне нравится, и это то, чем бы я хотел заниматься. Более того. Скорее всего это и будет тем, чему он захочет посвятить свою жизнь. Чем бы вы не занимались потом, вы всегда будете возвращаться к этой идее или мечте, которая запала вам в душу в тот момент, когда вы родились как взрослый молодой человек. Это может быть какой-то фильм, интересная книга, или любимый школьный учитель, не знаю как, не знаю где, не знаю когда, но обязательно появится то, что вызовет настоятельный, непреодолимый интерес, который и определит вашу судьбу и тот Путь, которым вы захотите идти. Который способен наполнить вашу жизнь смыслом. А что мы еще делаем, кроме как занимаемся поиском смысла жизни и вообще смыслов?
У всех бывали такие ситуации, когда мы проигрывали, или уступали, или когда мы терпели поражение, потому что нам не хватало духа или смелости. Робели или конфузились, а потом ругали себя за слабость и слабохарактерность. Искали способ как развивать характер, укреплять дух и силу воли. Пытались заниматься спортом или развивать мускулатуру. Разочаровывались, бросали, и снова ругали себя за слабохарактерность. Тогда как если мы бросили, это значит, что на то были свои смыслы и основания. Либо отсутствие смыслов, что также является основанием. Мы бросали, потому что мы начинали соображать (пусть даже неосознанно, но однозначно на уровне ощущений), что мы способны постоять за себя или за что-то ценное, даже с теми возможностями, какие у нас есть, если это что-то для нас действительно важно, и в этом что-то есть смысл. Если оно действительно ценно. Что не такие уж мы неудачники и слабохарактерные, и если хорошенько подумать, то не только одни поражения и позорные потери в нашей жизни случаются и происходят. Значит дело не занятиях спортом и всем, что с ним связано. Так на фига мучить себя тяжелыми тренировками и что-то там себе и другим доказывать, что ты никакой не лузер, а полноценный человек, заслуживающий уважения или хотя бы ровно-устойчивого и стабильного к себе отношения?
Силу человеку придают не тренировки, а смыслы, за которые он держится. Чем отчетливее он их себе представляет, чем ближе к их пониманию он находится, чем глубже он в них погружен — тем он сильней. Это как игра на музыкальном инструменте или вокальные данные. Чем лучше настроен твой инструмент, чем точнее ты настроен на нужную волну, тем меньше ты фальшивишь. Чем меньше ты фальшивишь, тем более ты успешен. Волна, вот что самое главное, вот главная наша цель, вот что такое смысл. Она порождает силу и является источником уверенности, силы и власти. Именно волну своего учителя должен уловить ученик. Волну, суть того учения, которому он хочет научиться, и того учения, которое учитель хочет передать. Как только ученики научатся ее улавливать и настраивать себя на эту волну, находить ее, узнавать — они уже не пропадут, не заблудятся и спасутся. Вот почему было нужно жить рядом с учителем, а не просто посещать его додзе. Учи-деши (личные ученики) которые жили в додзе, гарантированно становились продолжателями дела Учителя, открывали свои школы, стили и направления. Так было с учениками Морихея Уэсибы, или учениками Иисуса Христа. Волна — это и был Святой Дух, снизошедший на учеников, и тот золотистый туман, о котором рассказывал Морихей Уэсиба. Просто Иисуса Христа привести как пример гораздо проще, потому что о нем знают все. Не стоит, однако, все воспринимать буквально, ждать золотого тумана и каких-то иных чудес. Я думаю, это больше лирика, для передачи радостных эмоций, что-то личностное и субъективное. Может у вас будет не золотой туман, а платиновый или еще какой, а может никакого, а вместо тумана будет что-то лично вам и только вам одному или одной понятное. Именно таким оно и будет — лично вашим, что невозможно ни украсть, ни купить, ни продать, ни отнять, ни объяснить, и даже не передать.