Секрет Уэсибы был в том, что он верил Бога.
Я думаю, очень немногие понимают, что такое верить в Бога. Именно потому, что понятия, которые мы представляем только теоретически, как правило всегда в той или иной степени искажены. Все теоретически верят или не верят (атеисты, которые верят через отрицание). Все без исключения как-то относятся, то есть имеют свою теорию или отношение к этому вопросу. Но вот практически это себе мало кто представляет. Что значит практически быть верующим? Регулярно ходить в церковь? Знать все молитвы и церковные праздники? Соблюдать посты? Подавать милостыню? Ставить свечки и осенять себя крестным знамением? Носить крестик? А вот если я скажу, что соблюдать заповеди, вот это уже будет более практически. Интересно, сколько из тех, кто себя считает верующим, тщательно и скрупулезно отслеживает, соблюдает ли он заповеди? Не лукавит ли он, не лицемерит ли, не кривит ли душой, не лжесвидетельствует? Не предает ли и не отказывается ли от того, что взял на себя и на что подвизался? Все заповеди можно объединить в два слова: Будьте искренними. Каждая из них будет нарушена если мы начинаем лгать. Лукавство, лицемерие, все это синонимы лжи и неискренности.
Я уже много раз писал о том, что кендо и айкидо это практическая молитва, медитация в движении. Сам удар это форма молитвы. Вы не сделаете его правильно, если не настроите правильно свой (раз)ум. Поэтому практика является наилучшим способом понять истинный теоретический смысл. Без искажений. Только практики знают, что такое быть верующим человеком. На самом деле, реально, а не быть похожим, как правильная и славная декорация.
Про тех, которые на самом деле не знают, о чем говорят (когда говорят, что они верующие) хорошо сказано так: «Слушают и не слышат, смотрят и не видят, а слыша, не разумеют». Эти люди просто не имеют практического опыта, и поэтому не понимают как это практиковать. Вот поэтому они и выдумывают всякие обряды и службы, конфессии, организации, течения, секты, праздники, посты, утварь, ритуалы и прочие тому подобные вещи. Мартышка и очки. Я понимаю, что это символы, напоминающие нам о каких-то событиях, связанных с историей о Спасителе, но не удивлюсь, если многие думают, что это само по себе что-то особенное, связанное с чудесами и волшебством, привлечением удачи или очищением кармы. Как отпущение или замаливание грехов. Что-то такое, что и сформулировать толком не могут и не пытаются, просто ходят, чтобы на что-то надеяться. Что их жизнь наладится и Бог им поможет. Вот я так загадал, что сделаю это, стану вот так, и у меня все начнет нормализовываться или хотя бы не ухудшаться.
Как в лотерею выиграть, что им повезет. Даже неизвестно в чем именно. Вообще. Неважно в чем.
Как-то все образуется, спаси и сохрани. А то и вовсе повторяют одно и то же, бессмысленно, как попугаи. Короче, кто во что горазд. Батюшку спросят, как правильно поклоны бить или подсмотрят как другие делают, их за образец взять. Двумя перстами или тремя, один уклад или другой попробовать, какой-нибудь может и сработает. К той иконе приложиться или к этой, или правильному святому помолиться. Так и блуждают в потемках.
Уэсиба знал как это делается. Все ученики его считали помешанным на религии, потому что он постоянно молился и посещал храмы. Они считали это чудачеством и пустой тратой времени. Ты нас приемчикам научи, а не как в храмах молиться. Но на самом деле это и было самым главным секретом, самым главным и самым крутым приемчиком. Уэсиба разговаривал с ками. А что это значит? Это значит, что он ПРИСЛУШИВАЛСЯ. И делал как они ему говорили. Он сотрудничал с ними и служил им. Вот что такое служить Богу. И вот что такое служба. А не кадилом махать.
Мне нравится бывать в церкви, но когда там никого нет.
…можно сказать, что Айкидо есть способ изгнания демонов не мечом, а искренностью нашего Дыхания. (Морихей Уэсиба.)
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Вот как учил молиться Иисус, когда не было никаких церквей. И так надо молиться. И учиться так. Не в школах. Я уже писал об этом в заметке про День знаний. Не напоказ, потому что там невозможно сосредоточиться. Там только тусоваться надо. Многие ли так делают?
Ками, божество, это наша совесть, которая нам что-то подсказывает. Тихим, застенчивым голоском. Ками это внутренний голос, который нас предостерегает. Но насколько сильна наша привычка игнорировать это? И вот, чтобы бороться с этой привычкой и надо молиться.
…не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого…
И вот, чтобы бороться с этой привычкой и надо практиковать кендо. И надо развивать чуткость. Вот откуда все чудеса Уэсибы, когда он предугадывал очень многие вещи, чему поражались ученики и свидетели этих эпизодов. Кто читал, тот знает о чем речь. И что кто-то заболел и надо к нему ехать, а потом «отмени поездку, кризис миновал», и что кто-то идет к нам в гости и скоро появится, и прочие тому подобные вещи. И как он предложил ученикам застать его врасплох, а тому, кто сможет его ударить обещал тут же выдать 10 дан. Ни днем, ни ночью, никому этого не удалось.
Забудь про свой дом… Запрись здесь. Ты не должен отсюда выходить…
Будьте искренними.
Война, поединок — это Путь Обмана. Состязание в искренности. Кто обманулся, тот и проиграл. Кто более прав, более опытен, более дальновиден, предусмотрителен, сосредоточен, искренен, тот и победит. Тот и спасется. Обмануться означает погибнуть или в лучшем случае проиграть. Спаситель был первым фехтовальщиком, а христианство это про кендо. Искусство Мира это искусство Войны. «Не мир я принес, но меч». Войну начинает тот, кто не хочет погибнуть. Чтобы его победить достаточно не дать победить себя. Это и есть искусство Мира.