Что определяет победу и поражение? Спасение или гибель?
Прежде всего — это устойчивость. Обладание представлением, что не все таким является, каким оно кажется. Иногда спасение скрывается на виду, а иногда бывает наоборот: то, что первым приходит в голову это именно то, что делать как раз и нельзя.
Казалось бы, уйти в сторону, уклониться от айсберга. Выглядит как очевидное спасение. И вообще, всегда лучше уходить от столкновений, чем вести себя как баран и бодаться с ветряными мельницами, правильно? Умный в гору не пойдет и все такое прочее. Но вот вам наглядный пример не логики, а парадокса, который заложен в известной фразе: «Кто хочет спасти свою жизнь, тот потеряет ее». Другими словами, то, что в одной ситуации является благом и может спасти, в другой ситуации может дать совсем противоположный эффект.
Если бы было принято решение дать полный назад, не менять курс, а идти прямо на столкновение с айсбергом, катастрофы бы не произошло. В худшем случае разворотило бы носовой отсек, а может быть и вовсе обошлось бы без повреждений. Длиннющий корабль наиболее крепок вдоль самого себя, а не поперек. Всегда сохраняйте свой центр, свою центральную линию. Свою позицию, свою камае. Даже если бы маневр рулевого более удался, пропоролся бы борт не у носа, а у кормы.
Победу или поражение определяет ваша позиция. Ваша камае. Ее устойчивость. Баланс. Как ни посмотреть, самое главное — как правильно стоишь. Не только буквально, в физическом смысле. Спотыкаешься, падаешь ты или нет. Куда большее физического, имеет значение баланс психологический. К тому же оба баланса всегда связаны между собой, один вытекает из другого. Физический баланс отражает психологический и наоборот. Если вы все время падаете, значит вы чего-то не понимаете.
В чем была позиция управляющих Титаником? Как тех, кто его задумал, так и тех, кто им управлял? Что доминировало в их сознании? Можно ли предположить такие состояния ума как бдительность, осторожность, осмотрительность? Скромность вместо роскоши и экономию вместо расточительности, когда люди привыкли жить по средствам и не выпендриваться? Рационализм и здравый смысл вместо раздутых до Титанических размеров амбиций? С какой стати? Непотопляемый, роскошный. И мы тоже самые роскошные, богатые и успешные. Короли мира, сливки общества. Шикарный огромный лайнер, все у нас зашибись, круче и быть не может. Представить себе невозможно, как что-то вообще может случиться. Разве может затонуть такая громадина? И как после этого руководству в управлении этого монстра могла прийти в голову мысль, вдруг вспомнить про тормоза и полный назад? Тем более, что в сознании доминирует желание наоборот, поддерживать высокую скорость. Чтобы оставаться успешными, поставить рекорд. Рекорды и соревнования это же всегда хорошо. Чем больше корабль, тем лучше, чем быстрее скорость, тем больше славы, чем больше славы, тем больше денег. Полные трюмы рабов, негров, рабочих и крестьян, шахтеров и прочего обслуживающего персонала. Так приятно время от времени себе об этом напоминать, так сказать, думать о простом народе… Ну как он там? И чувствовать свое превосходство… А скоро будет еще круче, мы поставим рекорд скорости и прославимся. Вот это жизнь. Вот это мировой порядок. Впереди только прогресс, процветание, сплошные удовольствия и приятности.
Баланс между газом и тормозом полностью исключен, жмем на всю железку. Только вперед. Тормозить? — это не для нас, мы таких слов не знаем. И в айсберг поэтому врезаться нам никак не подходит. Мы собираемся избежать худшего и приплыть к лучшему, мы же сильные, крутые, состоятельные, успешные и умные. Не какие-то там жалкие дураки и неудачники.
А так выглядит столкновение с айсбергами в повседневной жизни, на тренировках по кендо:
(Так в общем, сомнительное заявление. Но если такое утверждает третий дан, да еще чемпион, как можно ему не верить? Попробуйте в горячке какари-кейко потренироваться определять и разбираться, когда лучше сделать одно, а когда другое. Вот какой в этом смысл и что такое высокий моральный дух. Но может быть его высокую мораль можно тренировать исключительно в душных и непроветриваемых помещениях?.. Тогда берите с собой на занятия полиэтиленовый пакет, а лучше сразу одевайте его на голову и тренируйтесь дома.)
То, за что их ругает Суми-сенсей, они делают потому, что их так научили делать на тренировках. Они пытаются сделать проход, потому что их научили, что нужно всегда делать проход. То же самое, что с Титаником. Масатаке говорит, что проход нужно делать тогда, когда путь открыт. Когда на твоем пути не находится айсберг. Вот тогда жми на всю железку и ставь свои скоростные рекорды. А если находится, то лучше опустить ручки вниз и приготовиться к столкновению.