Вот ходят люди на занятия. Кто-то выбрал Син-син-тойцу Коити Тохэя, кто-то Ёсинкан Годзо Сиоды, кто-то Айкикай Моритэру Уэсибы, кто-то подался в кендо. И каждый думает, что выбрал лучшее, а все остальное его внимания не заслуживает. Всякий кулик свое болото нахваливает. Но когда я смотрю на занимающихся прихожан или что они говорят и пишут, я понимаю, что они остаются очень в узком диапазоне представлений о том, чем они занимаются. К основателям школ претензий нет, они как раз потому и стали основателями, что у них хорошая школа и широкое понимание. Ну нельзя думать, что айкидо Коити Тохея и его организация, которую он создал, это не Будо, а некая разновидность фитнесса или йоги. Коити Тохей намеренно дистанцировался от техник, чтобы подчеркнуть и сделать акцент на применении айкидо в повседневной жизни. Потому что в реальной повседневной жизни человеку мало проку от знаний боевых вариантов применения техник бросков, удержаний, контролей и т. д.. В результате это стало напоминать интеллектуальный клуб каких-то блаженных хиппи-пацифистов, прыгающих через костер и резвящихся на лесной лужайке в белых одеждах. Как в известном фильме: «Будьте любезны, наденьте пожалуйста ваши дыхательные аппараты. Осторожно, вы уже на третий росток наступили.» Если не делать техник, то не будет и самого айкидо, через выполнение техник которого и приходит понимание сущности Медитации в Движении, ощущения в чем ее смысл. А понимание техник само по себе, без понимания откуда и как они появились, подоплеки и контекста их возникновения резко обедняет и ограничивает представления о том, что такое Будо. Что Айкидо это Будо. Айкидо — это эволюционная вершина боевых искусств. Если у горы срезать только вершину, вообразив, что вершина самое главное и самое ценное, то как тогда можно понять, насколько эта гора огромна? Если не знать истории своего Отечества, как можно оценить, в какой стране ты живешь, какого ты роду-племени? Это же манкуртство какое-то. Те, кто не занимался хотя бы теоретическим, умозрительным изучением боевых вариантов применения техник айкидо, кто вообще ничем боевым не занимался, не может иметь представления и о мирных способах разрешения конфликта. А значит и о самом Айкидо, которое есть Искусство Мира. И все его благообразные и красивые позы — всего лишь красивые сектантские слова набожного, суеверного, но никак не верующего. Только блажные и наивные, ничего не соображающие и пребывающие во лжи и своих заблуждениях лицемерные личности, полагают, что добро побеждает само по себе. Добро всегда с кулаками, оно подкреплено Божественной мощью и неоспоримой силой праведности и Правды. «В чем сила, брат? Сила в правде. У кого правда, тот и сильней». А в контексте Айкидо в частности и Будо вообще, правда — это позиция. Стойка. Не только физическая, но и психологическая, образовательная, ментальная. Хорошее советское образование всегда лучше, чем узкая специализация и узколобое тестирование ЕГЭ. Чтобы применять айкидо в обычной жизни, нужно иметь представление о том, что оно было задумано изначально для боевого применения и вышло из фехтования на самурайских мечах, которые были остры как бритва. И только потом, те, кто научились его применять в бою, поняли и осознали как эти навыки можно применять в мирной, повседневной жизни. Когда ношение меа осталось в прошлом, все фехтовальные принципы были адаптированы сначала в айки-дзюцу, а потом в айкидо.
«Наблюдая за этим миром, я иногда сокрушенно вздыхаю. Но затем, я продолжаю свою битву, омытый окружающим светом. Приближая день истинной Победы!» (Морихей Уэсиба).