Все новички ничего не слышат и ничего не соображают. Они даже не подозревают об этом, потому что им не с чем сравнить, они не были другими, они ими только учатся быть. Их можно понять. Поединок на мечах, даже бамбуковых, это боевая ситуация, с которой обычный человек в мирное время сталкивается чрезвычайно редко, а то и вовсе никогда. Даже военные люди, которые проходят сборы и подготовку на учебных полигонах, могут запросто растеряться попав в ситуацию реального боя. Позабыть все, чему их учили, что они умеют и к чему они так долго готовились. Тяжело в учении — легко в бою, так говорил Суворов. А знаете ли вы, что на его учениях бывали смертельные случаи? За это Суворова даже критиковали. Но он отвечал, что пусть лучше шесть человек на учениях погибнут, но зато шесть тысяч научатся. Настолько он делал их приближенными к боевой ситуации. Однажды, на показательных учениях, два отряда настолько дружно и реалистично сошлись в штыки, что то ли императрица, то ли кто-то из ее свиты просто упал в обморок, а все остальные, присев от ужаса, стояли по колено в шоке, будучи абсолютно убеждены, что случилось массовое смертоубийство.
Поэтому ничего удивительного нет в том, что новички ничего не соображают. Сколько ни говори, пока они не привыкнут не бояться и не шокироваться, они соображать не начнут. Так что это все дело практики и привычки. Нужно тренироваться и тренироваться, пока не получится.
Теперь я скажу, о чем надо соображать. Все начинается еще задолго до начала поединка. Когда вас приглашают на площадку, вы должны красиво и достойно выйти, как выходит артист на сцену. Все смотрят на вас, не сутультесь, возможно вы идете на смерть и это ваши последние мгновенья. Возможно вы проиграете, но пусть по крайней мере это будет красиво. Вы можете не уметь фехтовать, но вы можете выйти достойно и гордо, потому что это неважно, как вы проиграете и как вы умрете, важно как вы жили, как вы думали, когда были живыми. Не идите на площадку поджав хвост, как будто вы идете на казнь, согнувшись под грузом своих грехов и тяжких преступлений. Тогда, может быть, вы и в бою духом не упадете и справитесь со своим противником. По крайней мере сведете поединок на ничью. Потому что вы с самого начала думали как победитель, уважали себя (значит есть за что, пусть все это увидят) и верили в свою победу. Вы мыслили позитивно. Это называется расширять свою Ки. Война это Путь обмана. Если вы ничего не умеете, делайте вид, что вы все умеете. Если вы слабый, притворяйтесь сильным. Но умейте делать это правдоподобно. Это значит, что вы понимаете, что такое Война. Не умеете понимать что такое фехтование — неважно. Умеете понимать, что такое Война — сможете победить любого.
Когда начался бой, прежде всего вы должны произвести разведку. Не кидайтесь на него как бешеная собака. Вы благородный фехтовальщик. Вы осторожны и прозорливы, вы умеете видеть и чувствовать намерения и замыслы своего противника. Вы наблюдаете за его манерой, когда он обычно взрывается, каким своим излюбленным способом вас атакует, когда и в какие моменты решает идти в атаку, какие у него ритмы. Вы должны начать улавливать предпосылки начала его атаки. Самое главное — научиться отличать, когда он бдителен, а когда у него падает концентрация. Вы должны попробовать дождаться этого момента. Глупо идти в атаку тогда, когда он начеку. Ваша задача — застать его врасплох. Подождите какое-то время, изучите, когда он ложится спать, и только тогда вы поймете, когда у вас есть шанс залезть к нему в дом. Вы должны настроиться на противника, начать его чувствовать, соединить свое дыхание с его дыханием, установить с ним ментальную связь. На семинаре Суми Масатаке говорил так: «Не устраивайте собачьи бои, делайте ментал-контакт! Иногда надавите, иногда отступите и пригласите!». Захватывайте инициативу или подстраивайтесь под него, если он хочет быть первым номером. Разберитесь сначала, кто из вас играет черными, а кто белыми, и уже потом начинайте свою шахматную партию.
Настоящие фехтовальщики начинают с этого, с паузы. Они как бы спрашивают: «Слушаю вас, чего изволите? Говорите, я вас внимательно слушаю». А другой как бы отвечает: «Нет, это я вас внимательно слушаю». Или наоборот, говорит то, что хотел сказать. Другой парирует-возражает. Вы вот так? А мы вот так. Только новички просто кидаются друг на друга. Получается восточный базар. Пауза, пауза. Прицеливание. Разведка. Составление плана. Пауза. Ждите, слушайте, ищите шанс. Пауза. Пауза. Вот он! Резкий взрыв с одновременным скачком- броском-фумикоми, удар! Киай! Дзансин с мощной динамикой вперед или назад (хики) и красивая камае!
Если он не пускает вас слева, отметьте это в своей голове. Попробуйте повторить это, ведь теперь вы знаете, что он будет не пускать слева, сделайте вид что опять хотите ударить слева, и когда он туда дернется, ударьте справа, пока он не перенес защиту туда. Ловите такие моменты, они будут открываться на очень короткое время.
Не бейте сильно и размашисто. Подкрадитесь кенсеном своего синая максимально близко и незаметно к своей цели. Короткий, точный удар! Киай! Дзансин! Камае!
Главное в кендо не сила, а точность, расчет времени, дистанции, координация. Взаимодействие со своим противником. Быстрота, глазомер, натиск! Сила только зажмет вашу свободу в движениях и парализует вас.
Быстрота это не скорость. Быстрота это дальновидность и предусмотрительность. Ты уже на его чердаке, или стоишь за его холодильником. Быстрота это расплох. Потому что ты все подготовил, предусмотрел, продумал и организовал. Ты готов, а он не готов. Подходит он такой к холодильнику… А ты знал, что он туда подойдет. Ты держал паузу, затаившись. Ты не знал только в какой момент он решит подойти.
Бдите, ибо не знаете ни дня, ни часа.
Спасибо. Да, такие моменты открываются, но правда на ОЧЕНЬ короткое время)
Именно так. Уэсиба новичкам устраивал такое упражнение: брал полоску бумаги и говорил: «Поймай полоску!». И еще, в смертельном бою надо действовать по парадоксу: в сражениях, где логично спешить, надо не спешить; где логично напрягаться, надо расслабиться или проявить гибкость; где логично волноваться, психовать и горячиться, надо успокоиться и поступать хладнокровно, рационально и компактно; используя не максимум, а минимум усилий. И всегда стремиться к минимизации рисков.