О традициях и не только о них.
О традициях и не только о них.

О традициях и не только о них.

Хотелось бы высказаться по поводу ритуалов на тренировке и вообще традиций в кендо.

Со своим учителем мы много дискутировали и обсуждали этот вопрос. Например, что нельзя опираться на синай, или что синай надо ставить к стене рукояткой к полу. Во время разминки надо считать по-японски и прочие, тому подобные вещи. Особенно активно я возражал по поводу традиционно-японской организации тренировочного процесса, когда запрещено задавать вопросы во время тренировок. Да и вообще, строго говоря, в традиционном японском обучении (особенно в довоенных додзе), вопросы было не принято задавать. Японец должен просто делать то, что ему горит учитель. Задать вопрос означает усомниться в его компетенции.

У японцев даже торговаться не принято, если такая цена, значит во столько продавец оценил свой труд или свой товар. Сбивать цену означает оскорбить его. Ты кто такой, что ты лучше меня знаешь сколько мой товар стоит? Пшел вон отседова! Кстати сказать, поэтому японских туристов не любят в арабских странах, где поторговаться — наоборот, считается признаком хорошего тона. А то тупо купил за втридорога и даже не пообщался с продавцом, никакого удовольствия.

Так вот, я возражал, говоря что мы не японцы, у нас менталитет другой, и что традиции должно перенимать тогда, когда они имеют смысл, работают, и от них есть какая-то практическая польза. Например, ставить меч рукояткой вниз было обосновано для японцев, живущих в японских традиционных домах. Они же сидя на полу все делают, поэтому удобно хвататься за меч, если рукоятка у пола. А нам-то наоборот. Не то чтобы я вообще против традиций и все под корень хочу снести, просто не надо придавать этому такого большого значения и тупо бездумно копировать все подряд, чтобы было все в точности, как у них там устроено. Мы не японцы, мы русские. И у нас есть свои традиции их же тоже надо учитывать и не забывать о них. Изучая культуру другого народа надо не забывать о своей, и о том, что мы русские. Мы же не пытаемся стать японцами, мы пытаемся стать еще более крутыми русскими. И наш менталитет не хуже японского, а лучше. И не только потому, что он наш.

В общем позиция моего учителя сводилась к тому, что традиции и ритуалы нужны, их отбрасывать нельзя, потому что они помогают лучше и глубже понимать кендо. Но вот вчера я подумал: а что такое традиции и ритуалы вообще? На самом деле? Вот взять церковную реформу патриарха Никона, из-за которой появились раскольники-староверы-старообрядцы. Надоело народу в церквях слушать проповеди из Писания на латыни на греческом или на древнееврейском. Эти три языка считались каноническими. Считалось, что если перевести на другие языки, то исказится смысл того, о чем говорил Спаситель. Были приняты только три языка, которые были в те времена в употреблении на территории Иудеи. Римляне говорили на латыни, евреи на еврейском, а греческий был языком научным, языком ученых, образованных и просвещенных людей. Да и вообще, православной греческой церкви. Креститься тоже стали не двумя перстами, не крестом, а щепотью, то есть тремя. И тому подобные вещи. Ну и все, оскорбление чувств истинно верующих. Теперь мы кендо не поймем. Теперь мы заблудимся и попадем не туда, теперь мы погибнем в адском пламени. А вы разве до этого понимали? И пошли раскольники по лесам да болотам прятаться, гинули, сжигали себя в своих церквях заживо вместе с детьми. Сами сгорим, а души очистятся. Вот вам и адское пламя, причем сразу, при жизни, не отходя от кассы.

Традиции и истинная вера это не про то, как правильно креститься или сколькьми перстами. Опираться на синай или нет, на японском считать или на китайском. Закон для человека, а не человек для закона. Традиции это понимание сути всего исторического наследия, которое стоит за кендо, таким, каким оно дошло до наших дней. Это уважение и почитание тех, кто положил свои жизни на алтарь дела боевых искусств и военной науки. И не отдельных жизней, а многих династий, поколений и человеческих судеб. Это как инструкции техники безопасности, которые написаны кровью. Надо изучать судьбы исторических личностей прошлого, полководцев и государственных деятелей, стратегов и мастеров фехтования, политическую подоплеку исторических периодов и суть тех далеких времен. Вот что такое традиции.

Тогда мы кендо поймем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *