Стойки-но-камае.
Стойки-но-камае.

Стойки-но-камае.

В современном кендо (во всяком случае в России, в клубах и на тренировках, где мне довелось побывать, да и вообще на всем ютюбе) я нигде не видел чтобы использовали более двух. Обычно пользуются одной, Тюдан (Чудан)-но-камае, стойкой среднего уровня, базовой, универсальной или нейтральной стойкой. Фактически все только ею одной и пользуются. Иногда, и довольно редко, применяют Дзёдан-но-камае (или Хи-но-камае / Тен-но-камае — огненную стойку / небесную стойку), это прям уже супер-пупер оригинально считается, тогда как  их гораздо больше. Как минимум существует еще три. То есть всего их пять. Согласитесь, что пять изначальных состояний-настроений это гораздо богаче, чем одно. Или полтора. Тем более, что понимать вторую, огненную камае невозможно, не понимая сути всех остальных. Вы не сможете понять, чем отличается одно от другого, если изучили только одно. Значит, фактически, вы не изучили вообще ничего, даже того единственного, чем вы пользуетесь.

Я сделаю небольшое отступление, чтобы показать это на  примере.

Многие не верят в астрологию, но каждый человек знает, кто он по зодиакальному знаку. Вот этот знак и есть то единственное, что он вроде как знает, считает что его знак самый лучший, и чем он пользуется. На самом деле он не знает даже себя и своего знака,  он не знает других, или знает о них еще меньше, чем себя и о своем. Таким образом, он не может знать и понимать своего, потому что не знает — не понимает всех остальных. Он не знает чем его знак отличается от всех, потому что для этого надо знать все остальные. В итоге — человек ни хрена не знает и пребывает в заблуждениях и предрассудках. А мир становится гораздо интереснее и богаче, когда мы ориентируемся во всей его полноте и разнообразии. И тогда мы лучше понимаем свое место в нем и самих себя. Так устроено все в этом мире, в том числе и мир кендо, изучение которого помогает нам изучать остальной мир. Ориентироваться в жизни. И вообще, и в частности.

Стойка это позиция, точка зрения, ракурс нашего восприятия. Состояние ума, отражающееся на положении физического тела в пространстве. Настрой, настроение. Если вы чувствуете злость, агрессию, возбуждение, желание атаковать, ощущаете себя на пике своей силы; если ситуация накалена до предела или ваше положение критическое, вы все поставили на карту и готовы рискнуть — вы предпочтете огненную Дзёдан. Она удобна именно для такого психоэмоционального состояния. Дзёдан — огненная стойка, а это означает максимум энергии, максимум активного начала, максимум риска и минимум осторожности. Если вы всего этого не имеете и не чувствуете, и при этом выбираете Дзёдан — вы либо сумасшедший, либо человек, не понимающий что он делает.

(Дзедан-но-камае (еще ее называют стойкой высокого уровня) принимает учитель Цуигетано, во время поединка со своим будущим учеником в фильме Амэ агару, после чего он принимает решение сдаться. Посмотрите ее там.).

Гэдан-но-камае, стойка низкого уровня.

(Эту стойку можно увидеть в сцене поединка в фильме Семь самураев, когда против атакующего из огненной Дзёдан, его оппонент принимает водную Гэдан).

Если существует огненная стойка, логично предположить, что должна быть ее противоположность — водная. Если есть активное начало, должно быть пассивное, если есть действие, то есть и бездействие. Обычно считается что действие и все активное всегда предпочтительнее и эффективнее. Обычно это поощряется больше, чем лень, пассивность, терпение или ничегонеделанье. На самом деле бездействием, выдержкой и терпением можно добиться не меньше, а то и гораздо больше, чем активными действиями. Водная стойка это выносливость и власть над временем, а огненная наоборот. В сильном состоянии долго находиться невозможно, Дзёдан-стойке всегда необходим блицкриг, пока она не погасла. Поэтому против огненной стойки лучше всего использовать водную или земную.

Помимо стихии Огня и стихии Воды, существуют еще две: Воздуха и Земли. Обе стойки считаются наблюдательными. Они также являются антиподами друг друга, как огонь и вода, одна активна, другая пассивна. Воздух стихия активная, поэтому я считаю, что Ваки-но-камае

(здесь он стоит прямо, тогда как в этой стойке ноги расставлены в два раза больше ширины плеч, колени согнуты и корпус опущен, как бы прижимаясь к земле, как будто вы готовитесь к прыжку или броску на противника. Или как будто вы готовитесь взлететь).

это воздушная стойка, несмотря на то, что она низкая, и ближе к земле, а Хассо-но-камае наоборот —

высокая и ближе к небу, именно Хассо является Земной стойкой, потому что она максимально закрыта и минимально энергозатратна. Из нее можно безопасно наблюдать и изучать противника, который не имеет возможности щупать ваш синай или атаковать котэ, да и вообще атаковать что бы то ни было, потому что закрыто практически все: мэн, котэ, цки (горло) и до, которое прикрыто локтями.

Земная стойка чемпион по безопасности, а водная по экономии энергозатрат. В этом смысле они очень близки друг к другу.

Воздушная стойка, Ваки-но-камае, дерзкая и вызывающая, подобная огненной Дзёдан, рискованная и авантюрная, взлетная, бросающая вызов Земным домоседам и Водным скупердяям… Ее можно посмотреть в начале фильма Табу, в последнем поединке между Тоширо Хуадзо и Хиджикатой Тошидзо.

А самая распространенная Тюдан-но-камае, это стойка Нейтральная,

которая имеет под собой только одну единственную цель — не подпустить, отодвинуть,  держать противника на дистанции, когда ты не желаешь или не готов взаимодействовать, когда тебе нет никакого дела до всего этого безобразия и вообще, чего бы то ни было. Когда ты не знаешь какую стойку выбрать, как действовать, и тебе ничего не понятно. Тюдан-но-камае — это Контроль.

Единственная стойка, когда левая нога позади, а правая впереди —  это Тюдан, во всех остальных левая нога выставлена  вперед. То есть, если ваша позиция (стойка)  не нейтральна, если она не Тюдан, это говорит о том, что вы заинтересованы, что вы в игре, и не имеет значения пассивны вы или активны. Конечно, можно быть заинтересованным и в Тюдан-стойке, как большинство и поступает. Воображать, что этим ты можешь ввести в заблуждение своего противника. Однако вряд ли это все происходит по такой причине. Я думаю, что они просто не знают ничего другого, и вводят в заблуждения прежде всего самих себя, а точнее — просто не вылезают из них.

Огонь против Воздуха, против Воды, против Земли, против Огня или не против, а во взаимодействии с какой-то другой стихией (или с одноименной), — вот тогда это будет интересное кендо и участникам поединка, и зрителям.

Да, вы можете даже знать своего противника вдоль и поперек, его характер и излюбленные приемы, его привычки и манеру действовать и рассуждать. Но ваш противник живой человек, у которого может быть непредсказуемое (даже для него самого) настроение и психоэмоциональное состояние. Вы не знаете что у него в жизни происходит, голоден он или сыт, беден или разбогател, доволен он своей жизнью или раздражен и зол на весь мир. Стоять все время в одной стойке — это скучная жизнь. Однообразная и узколобая. Да и зачем мне все время стоять в стойке Контроля, если моему настроению и потребностям более соответствует что-то другое? Это как ехать на Север, когда мне нужно на Запад, на Юг, или на Восток.

Допустим, вы стоите против ниторюшника (фехтовальщика с двумя мечами). И вы стоите в Тюдан. Он просто отодвинет в сторону ваш синай своим малым мечом (шото) и ударит своим большим (дайто). Можно ли оставаться нейтральным, в Нейтральной Тюдан, если ситуация ясна и понятна? Фехтование в Нито-рю само по себе агрессивно-огненное. Это как оставаться нейтральным, когда тебя или твоего ближнего убивают или враги поджигают твой дом. Чем это хорошим может кончиться? Намерения приглашенных тобой гостей очевидны, маски сброшены. А ты не знаешь что делать и как поступить? Ну ладно, кроме Контроля ты ничего не умеешь  — тогда контролируй!  Почему ты позволил ему отодвинуть свой синай в сторону и подпустил его к себе?  Ты стоишь в стойке Контроля и даже в ней толком ничего не умеешь, потому что ты не понимаешь для чего она предназначена.

В такой ситуации лучше сменить ее на другую, на любую другую, потому что нельзя оставаться нейтральным и равнодушным, в этом нет никакого смысла. Однако, если ваша цель взять живым и допросить, сдать его в полицию или взять в плен,  вы можете использовать удержания и Контроль. Но следует иметь в виду, что вы играете с огнем и уж если играете, вы должны быть мастерами Контроля, потому что как только вы его хоть немного ослабите или утратите концентрацию, все выйдет из-под Контроля, и вы можете  погибнуть в одно мгновение. Иногда Контроль не только неуместен, но и в принципе невозможен., например, если противников много. Даже если противник один как опасность он никуда не денется, не исчезнет и не дематериализуется. Он вас запомнил и даже если убежит, все равно может вернуться и отомстить. Однако, если вы его не покалечили, может он и забудет о вас со временем, отвлечется на более удобную жертву, забудет о вас или найдет свою смерть в пьяной потасовке, его убьет кто-нибудь другой, он попадет под машину, или он исправится и прекратит совершать преступления. Если использовать время и пространство — может произойти что угодно,  так что Контроль тоже имеет смысл. Но блин, Контроль великолепен в реальной современной жизни, а не в безопасных спортивных соревнованиях. Остальное хорошо применять либо на состязаниях, либо в эпоху Сэнгоку Дзидай. Или как в известном фильме, когда Глеб Жеглов ставит в известность бандитов, что в связи с особой опасностью их банды, ему выдано указание живыми их не брать.

Уйдя в любую другую стойку из Тюдан против Нито-рю, вы уничтожите весь смысл этого выпендрёжного нито-рю, превратив ее в угасающую, нуждающуюся в блицкриге, зависимую от собственного нетерпения позицию психопата, который очень скоро просто устанет от самого себя. В отличие от вас, который держит меч двумя руками и собрал всю свою силу в пучок, ниторюшник сидит сразу на двух стульях и уже не может выбрать никакой другой стойки или позиции, кроме своего узколобого, агрессивного и психопатического нито-рю. А поскольку его противники ничего кроме Тюдана не знают и даже в нем Контроля толкового сделать не могут, ниторюшник естественно подавляет их Ки и побеждает без особых проблем.

Есть, однако, иное мнение, что Нито-рю это оборонительная стойка: «Подавляющим большинством довоенных соревнований были командные соревнования в стиле «качинуки», в котором, если вы побеждаете, вы продолжаете бой со следующим человеком из команды противника. Особенность этого типа сиая заключается в том, что ничья приводит к тому, что оба противника уступают место следующему человеку в их команде. Именно здесь нито-рю нашел свое применение: если команда соперника имела очень сильную конкуренцию, вам было необходимо использовать бойца нито чтобы заставить их сразиться в ничью (это проще сделать, так как это более оборонительно по своей природе), таким образом выбивая сильного кенши из игры. Читая забавные истории о кендо, вы можете заметить что это была довольно распространенная стратегия того времени, настолько, что некоторые университетские соревнования полностью запретили использование нито».

Трудно сказать, так ли это на самом деле все было, и по этой ли причине, да и можно ли вообще Нито считать оборонительной стойкой. Мало ли чего там болтали в забавных историях о кендо всякие японские болтуны. С какой стати она оборонительная? С той, что дайто лежит на голове и защищает мэн? А выставленная рука с шото делает Контроль? А это удобно коротким мечом делать Контроль против Контроля противника, который делает Контроль длинным? Значит это не для контроля, а для вредительства и нападения. А как на счет открытых котэ, левого до, или горла? Долго ли вы сможете простоять в такой оборонительной стойке? Скорее это стойка комбинированная,  с этим еще как-то можно согласиться. Невозможно однозначно сказать для защиты или для нападения он держит дайто над своей головой. Нито-рю как бы контролирует противника чтобы его убить, я считаю, что это агрессивная стойка. Зачем контролировать шото, да еще и дайто прикрывать голову? Не слишком ли много чести для противника? Ну в этом смысле можно назвать ее абсолютно оборонительной, как масляное масло. Считается, что Нито-рю открыл Миямото Мусаси, когда сражался со всем кланом Ёсиока. Защищался он от толпы нападающих или атаковал? Каанешна, он же и поперся туда, исключительно чтобы обороняться. Хотел ничью, а поубивал их всех.

А чтобы свести поединок в ничью — для этого выбирать Нито-рю совсем не обязательно. Это может делать даже новичок, который ничего не умеет.  Нет в этом никакого особого смысла. Фехтование двумя мечами имеет свой узконаправленный и специфический смысл, оно подходит для каких-то необычных случаев, нестандартных ситуаций. Скорее всего Мусаси решил использовать два меча из-за большого количества своих противников, удерживать и колоть одного, защищаться и атаковать второго. Кроме того, если противников слишком много, мечи быстро покрываются жиром, тупятся и перестают резать. Ими остается только рубить, об этом говорил Морихей Уэсиба, что в жизни одним мечом многих не победить, такое бывает только в кино. «Чтобы сделать такое нужно чтобы рядом стоял полировщик мечей».  Или как в фильме 13 убийц, чтобы рядом торчали запасные. Еще один аргумент: в фильме Последний меч самурая, когда Ёшимура выхватил короткий меч и побежал с двумя мечами, один против всех. А в соревновательных поединках Нито-рю не имеет особого смысла, вот они его и запретили. Или не запретили, а просто отказались. И судьям проще оценивать, когда все стандартизировано, оба участника в одинаковых условиях и при равных возможностях. Это стойка фанатика, смертника,  поставившего на кон всё. Как она может быть оборонительной?

И вообще, это же японцы. 出る杭は打たれる (derukui wa utareru) перевод: «Торчащий гвоздь забивают». Японское общество является коллективистской страной, а это означает, что люди должны работать вместе для всеобщего блага. Эта поговорка означает: «Когда вы выделяетесь, вас, скорее всего, будут критиковать».

В общем, вот все пять стоек.

Есть еще одна стойка, называется Син-но-камае, Стойка Истины. Ее можно увидеть в самом начале фильма Последний меч самурая. Накагура принимает ее против Дзедан, в которой стоит Ёшимура. Вот как она выглядит:

Эта стойка нейтральная, как Тюдан. Думаю, скорее даже защитная, останавливающая противника. Предупреждающая или как вариант контроля. Если вы после прохода разворачиваетесь на противника, но не собираетесь готовиться с следующей атаке. Вы можете развернуться наполовину, выставив меч  на противника в своем боковом направлении. Если он машинально уже бежит на вас, рассчитывая что вы не успеете развернуться, он сам наткнется на меч. Также можно использовать эту стойку против агрессивного дзёдана по тем же соображениям.

Не следует придираться к разным вариантам их выполнения и спорить какой правильнее, как держать меч, чуть выше или чуть ниже. Главное — это уловить общую суть, предназначение, насколько исполнение и выбор стойки соответствует вашему настроению, тому, какое есть здесь и сейчас. Именно оно и является состоянием вашего Ки в данный момент, от которого только и возможно отталкиваться или плясать.

На картинке тоже не все правильно нарисовано.  Ваки должна быть ниже, не на прямых ногах и ноги в два раза шире расставлены, а как выглядит Гэдан — смотрите Семь самураев. Но возможно и то, как она тут нарисована тоже допускается как вариант. Риносуке и Нагагура тоже стояли так. Так что да не смущается сердце ваше, и те, кто рисует эти картинки тоже ошибаются.

Везде (и во все времена) живут такие же люди как и вы, даже если это японцы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *