Человеческий фактор.
Человеческий фактор.

Человеческий фактор.

Дело было вечером, делать было нечего, и я наткнулся в сети на одну статейку про айкидо. Автор пишет буквально следующее:

____________________________________________________________________________________

«Основатель Айкидо, Морихей Уэсиба, часто обращал внимание: «Единственный способ, которым я могу объяснить Айкидо — это нарисовать треугольник, круг и квадрат» — три самые совершенные пропорции геометрии.

Треугольник, квадрат и круг – это символы.    (что вы говорите, ну надо же…)

За этими символами раскрывается множество образов и интерпретаций. Эти фигуры имеют глубочайшие подтексты, помогающие человеку расширить свой горизонт восприятия окружающей реальности.

Так треугольник вершиной направленный вверх символизирует огонь – стихию всегда стремящаяся в верх. Огонь всегда был символом прогресса и нёс с собой свет и познание. Принцип огня заложен в таком человеческом качестве как тотальная сосредоточенность и внимательность.

Если вершина треугольника направлена вниз это символизирует воду. Вода как известно стихия, стремящаяся всегда вниз. Вода является универсальным растворителем и объединяет между собой многие вещества. Вода достаточно отзывчивый элемент, способный поглотить в себе много чего…, но она может быть и достаточно разрушительной силой, ибо вода не сжимаемая жидкость.

Морихей  Уесиба, в своё время говорил о трех основах: «Треугольник представляет генерирование энергии и инициативу — это наиболее устойчивое физическое положение. Круг символизирует объединение, ясность и совершенство — это источник безграничных техник. Квадрат обозначает форму и твердость — основу применяемого контроля. В старых школах дзю-дзюцу раздел удержаний (контролей) имел первостепенное значение. Можно было очень качественно зафиксировать побежденного противника и можно даже навсегда сделать его калекой. Контроль осуществляется за счет болевого воздействия и угрозы сильного вреда. Сейчас в айкидо это раздел называется Осае-Ваза (Осае – удержание, Ваза – раздел).

Но подобный контроль имеет слабые стороны, стоит лишь немного ослабить «усилие», как «все выходит из-под контроля». Так происходит на татами, так происходит в жизни.

Держать же все под контролем – это значит быть в состоянии напряжения и постоянной траты сил, это значит не доверять Вселенной и Богу. В конечном итоге именно это становится причиной многих наших «неврозов». Но выход есть…

Можно перестать бояться оставлять за своей спиной врага».

_____________________________________________________________________________________

И вроде бы что такого особенного или удивительного, почему бы просто не пройти мимо? Мимо, в общем-то, такого безобидного безобразия. Просто пройти мимо. Мало ли чего в интернете напишут.  Но потом… В общем коготок увяз — всей птичке пропасть. Сначала одно, потом другое. Из искры возгорелось пламя. и получилась целая простыня с человеческими консервами. Оказывается, нас ведут к выходу…

Ну раз так.

Во-первых не ваза, а вадза, но это ладно. Куда ведет читателя автор? Что контроль это плохо и даже вредно. Можно же покалечить партнера. И этот человек не только статьи пишет, он еще и людей обучает…

Во-вторых, Контроль на то и контроль, что подразумевает контроль, который осуществляет тот, кто осуществляет контроль. Товарищ даже не понимает смысла, о чем он пишет, и слов, которые он применяет. Человек, выполняющий Контроль, не может своего партнера или противника сделать калекой. Иначе это уже не Контроль, а Действие (атакующее), которое преследует цель сделать партнера калекой. Контроль всегда означает контроль, то есть нейтрализацию действий противника, удержание их под контролем, не причиняя вреда партнеру или противнику. Это не атака. Болевой угрозы там нет. Просто тому, кто находится под контролем неудобно или невозможно что либо делать. Если вы сидите в клетке или в тюремной камере, вам больно? Ну конечно, если бы будете биться головой об прутья или об стенку, вам будет больно. Вы не делаете этого потому что это угроза боли? А если бы делали, навсегда могли бы остаться калекой. Тогда можно было бы сказать, что клетка или тюрьма напала на вас, сделала вас калекой или даже убила. Ну да, тут не поспоришь.

«Держать же все под контролем, означает не доверять Вселенной и Богу».

Тоже не поспоришь. Может надо всех урок и бандитов на свободу выпустить? Доверимся Вселенной и Богу. А то какая-то постоянная трата сил. Напряжение. Все тюрьмы ликвидируем, сколько государственных денег освободится. И начнется на нашей голубой планете процветания и счастье. Ну а как же, без тюрем ведь хорошо? Хорошо. А с тюрьмами плохо. Ну вот.

Особенно последняя фраза умиляет, что выход есть. «Можно перестать бояться оставлять за своей спиной врага».

Это же какой-то трындец, товарищи.

Осае это не актуально, это старые школы, это тогда, в старые, стародавние времена, контроль имел первостепенное значение, а теперь контроль уже никому не нужен. Стоит только хоть немного ослабить контроль, все выйдет из-под контроля, стоит только немного усилить контроль — как сделаешь человека калекой. Вот такие вот слабые стороны имеет контроль. Ну его к лешему. Пережиток прошлого. Неинтересно это. Лучше сначала ослабить контроль, чтобы все вышло из-под контроля, выпустить всех маньяков и отморозков на свободу, довериться Вселенной и Богу; а потом, (когда всем станет ясно, что мы натворили), сделать их всех калеками. А лучше и вовсе поубивать. Как вам такая интересная мысль? И тогда можно закрыть тюрьмы, упразднить полицию и даже армия будет не нужна. Перекуем мечи на оралов и закончится наш планетарный Сэнгоку дзидай. Как вам такое? Выпустить всех, а потом расстрелять при попытке к бегству. Вот что такое айкидо. Надо доверять Вселенной и Богу. А может не сразу, а по одному выпускать и расстреливать. Очень интересная мысль.

И тем не менее, я настолько задумался, что решил это все написать. А действительно, это все кажется нелепым только на первый и грубый взгляд. Из сегодняшнего времени.

Морихей Уэсиба говорил, что Айкидо — это истинная демократия. Если представить себе, что все люди на Земле усвоили принципы Айкидо, от детей, юношей и девушек, до стариков и старушек, тогда конечно, никакая полиция не нужна. Каждый может за себя постоять, причем не отходя от кассы. Не потом жаловаться и звонить в полицию, когда тебя уже убили, избили, изнасиловали или ограбили. Айкидо это искусство предотвратить беду до того, как она начнется. Следовательно, наказывать задним числом никого не понадобится. Напал например маньяк на девушку (ну допустим, нашелся такой, недоразвитый, который айкидо не знает) а она его — под контроль. Или сразу в землю головой воткнула. Нет, лучше все-таки под контроль. А то потом доказывай, что он там хотел, чего не хотел. И что ты не маньячка или мужененавистница. Лучше под контроль, зачем же сразу калечить или убивать? Может человек обознался или познакомиться хочет. Может это первоапрельский розыгрыш. Лучше контроль. Да, контроль. Который устарел и вообще на фиг никому не нужен. А может наоборот, ослабить? Довериться Вселенной и Богу?  Может быть там что интересное из этого вышло? Вот бы посмотреть. А то как-то скучно жить под контролем.

Теперь я объясню, что сказал Морихей Уэсиба.

А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе? Вот что он сказал.

Это чувствуется с самого начала:

Морихей Уэсиба часто обращал внимание: «Единственный способ, которым я могу объяснить Айкидо, — это нарисовать треугольник, круг и квадрат».

Думаю, что Треугольник — движение, атака. (Хоть Уэсиба говорил, что в Искусстве Мира нет атаки, я думаю, что он имел в виду агрессию.) Шикаке-вадза. Круг- техники ответа, Одзи-вадза. Квадрат — это Контроль. В айкидо Треугольник это опрокидывание противника, Круг это его протягивание, и уже потом опрокидывание, а Квадрат — это техники  Контроля или удержание.

Я абсолютно убежден, что изначально продолжения у этого никакого не было. Скорее всего, уже потом, Основателя начали спрашивать и просить расшифровать свою мысль. Чересчур уж компактную. Настолько компактную, что она кажется глубоко зашифрованной, какой-то чересчур лаконичной загадкой. Да ладно, чего уж там деликатничать. Бредом выжившего из ума старика. Какие-то треугольники, круги и квадраты, вы о чем вообще? Да он не соображает на какой планете находится!

Только практикующий боевые искусства, а самое главное — понимающий, что он практикует и чем занимается (а не практикующий для того, чтобы понять, что же такое он практикует и чем занимается) может понять о чем речь, и что хотел сказать Уэсиба.

Человек, занимающийся боевым искусством, всегда сталкивается с одной и той же проблемой, как передать живое на бумаге, в виде слов. Как только ты записываешь свои мысли, они тут же становятся мертвыми. Как передать тот живой дух, который является основой в бою? Атмосферу (дух) конфликта и конфронтации?

(«Веруешь ли ты в Бога живого?» Та же проблема, как передать живое мертвым способом.)

Можно описать приемы, написать Книгу книг, можно сделать фото, можно даже снять видео. Но это не оживит атмосферу происходящего. Вы сидите на диване и смотрите фильм про войну. Где льется кровь и погибают люди. Сталинград или Страсти Христовы. Все очень натурально и даже документально. Но вы никогда не почувствуете того ужаса, той паники, того отчаянья, близости к смерти, угрозу гибели всего, что вам дорого. Вы не там. Вас оно не касается, вы в безопасности. Вы можете и имеете время порассуждать. Вы можете писать, подбирать слова, разжевывать во всех подробностях и пояснять. А там на это нет времени. Именно это есть тот боевой Дух, который хочет передать мастер боевых искусств, стратег или полководец. Чем острее ситуация, тем меньше там времени думать и рассуждать. Тем более там необходимо действовать рационально, сжато, экономично и компактно. Там все решается в один момент, в одно мгновение, в доли секунды. И даже еще раньше, чем ты можешь себе представить. На своем диване.

Вот я и подумал, что именно это и является общим у таких мастеров. Компактность. Именно ее Уэсиба пытался передать и подчеркнуть. Вместо этого, человек практикующий айкидо с 90-х годов, второй дан и прочее бла бла бла, наоборот, разводит какую-то антимонию с еврейскими звездами.

Как передать компактно мгновение Большого Взрыва, из которого произошла вся Вселенная? Объять необъятное и сделать это мгновенно? Вот какая проблема стоит перед нами. Посмотрите как компактно выражался Суворов и вообще люди военного дела:

Командующий австрийской армией отправил записку Суворову всего с двумя словами: «Спасите нас». На что Суворов ответил одним словом: «Иду».

Измаил:

«Я, Суворов, прибыл сюда. 24 часа — воля. Выстрел — неволя. Штурм — смерть».

Всего перечислять не буду, просто скажу, что стиль его был очень точен, лаконичен и максимально компактен. Как бросок змеи, молниеносен и смертоносен. Язвителен смертельно. Убийственно короток и настолько же эффективен.

«Пришел. Увидел. Победил». Это уже Юлий Цезарь. Таким же язвой был генерал Ермолов. «Ваше Величество, произведите меня в немцы». Именно такими качествами только и могли обладать великие полководцы и мастера военного дела. Они побеждали и уходили, пока другие стояли по колено в шоке и еще долго не могли прийти в себя. «Бей, коли, руби, не давай опомниться!». Это великие мастера заставать врасплох и бить точно в самое слабое место, в самую суть проблемы. Просто какое-то нахальство, весьма предерзкое. Величайшее хулиганство и какое-то несусветное безобразие. Возмутительное скотство. Также нельзя!

Вообще, на самом деле все было вот так:

_____________________________________________________________________________________

«От Генерал-Аншефа и кавалера Графа Суворова-Рымникского Превосходительному Господину Сераскиру Мегамет-паше Айдозле, командующему в Измаиле; почтенным Султанам и прочим пашам и всем чиновникам.

Приступая к осаде и штурму Измаила российскими войсками, в знатном числе состоящими, но, соблюдая долг человечества, дабы отвратить кровопролитие и жестокость, при том бываемую, даю знать через сие Вашему Превосходительству и почтенным Султанам! И требую отдачи города без сопротивления. Тут будут показаны всевозможные способы к выгодам вашим и всех жителей! О чём и ожидаю от сего чрез двадцать четыре часа решительного от вас уведомления к воспринятию мне действий. В противном же случае поздно будет пособить человечеству, когда не могут быть пощажены не только никто, но и самые женщины и невинные младенцы от раздраженного воинства; и за то никто как Вы и все чиновники перед Богом ответ дать должны.

Декабря 7-го дня 1790 года

В ответ на это письмо Мехмет-паша запросил 10-дневного перемирия якобы для запроса визиря об условиях сдачи крепости. На собранном по этому поводу 9 декабря военном совете было принято решение «приступить к штурму неотлагательно, дабы не дать неприятелю ещё более укрепиться…Сераскиру в его требовании отказать» После решения совета Суворов направил в Измаил второе и последнее сообщение:

«Получа Вашего Превосходительства ответ, на требование согласиться никак не могу, а против моего обыкновения ещё даю Вам сроку сей день до будущего утра на размышление.»

11 декабря состоялся штурм Измаила, завершившийся его взятием и ликвидацией 35 000 гарнизона. Несмотря на угрозу Суворова не пощадить никого, в плен было взято около 9 000 человек.

Ультиматум от 7 декабря является переработанным вариантом первого знаменитого послания:

«Сераскиру, старшинам и всему обществу. Я с войском сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи и воля; первые мои выстрелы — уже неволя, штурм — смерть. Чего оставляю вам на разсмотрение.»

Этот вариант ультиматума, хранящийся, как и копии двух предыдущих, в ЦГВИА (ф. 52, оп. 194, д. 1б, л. 13) также записан адьютантом Суворова под его диктовку 7 декабря, а затем рукой Суворова перечёркнут крест-накрест. Вопреки распространённой легенде, этот ультиматум в Измаил передан не был».

__________________________________________________________________________________________

То есть, Суворов настолько ушел в компактность, что просто пошел на штурм.

Посмотрите фильм про Суворова или почитайте его слова и его знаменитую Науку побеждать. Всюду чувствуется лаконичность, краткость, точность, компактность, глубина понимания природы происходящего и его сильных и слабых мест, дальновидность и проницательность. Умение мгновенно оценивать ситуацию, улавливать самое главное, самую суть.

Увы, это все требует совершенно особого состояния ума и настроя. Вот его-то как раз и сложнее всего передать, изложив его на бумаге, в виде текста и слов. Даже в виде учебного фильма или видеоролика, этого состояния не передать. Но его очень даже моментально можно передать в реальном бою, или хотя бы в спортивно-учебном поединке, когда ты сам в нем участником, то есть на практике. Вот тут, у всех без исключения, сразу все мозги моментально прочищаются и наступают проблески понимания. Кендо — это способ оживлять мертвых.

 

Далее, я вспомнил про интервью, которое давал Уэсиба, где он, помимо всего прочего, тоже выказывал свою тягу к компактности. Вот оно:

http://kazoku-dojo.ru/interview-with-morihei-ueshiba/

а вот здесь есть интересное место: http://kazoku-dojo.ru/interview-with-morihei-ueshiba/

Вопрос: При каких обстоятельствах Сокаку-Сенсей появился в Осаке?

Ответ: Внезапно он появился в приемной Осака Асахи Ньюс и сказал: «Я слышал, что вы изучаете Айки-дзюцу у Уэсибы. Я многому его не научил, так что если ты действительно хочешь учиться, я научу тебя.

Как вам такое?

Вот что я вам скажу, мои дорогие. Все старо как мир и даже у японцев происходит все то же самое, что и у всех остальных людей на Земле. Как и мне, так и вам, в голову лишь с большим трудом может прийти мысль, что вы все японцы, а все японцы такие же русские люди, как и мы.

Эта подлая и ничтожная, мелочная и крохоборная свинья, которая считает себя учителем, даже не постыдился скрыть, что он многому не научил. Что же ты за учитель такой? Вот я какой предусмотрительный. А тебя я научу всему, ты особенный, ты лучше, ты первосортнее. Тебя вот я всему научу. И кто такой Хиса Такума? Кто его знает? Кто о нем слышал? Кто его вспоминает?

Что там у них произошло, почему Уэсиба ушел, а  Такеда  его отпустил, не закончив его обучение (или просто выгнал) — то история умалчивает. Но можно и так догадаться. То же что и всегда, ничего нового. Конфликт. Который продолжается по сей день. Вот откуда этот снобизм и почему повылезали все эти Дайто-рюшники. Обыкновенная зависть. Почему Айкидо так раскручено, а ваше сокаку-такедовское дайто-рю наоборот? Потому что Уэсиба не был такой свиньей. Он ничего не скрывал от своих учеников, возможно также и по той причине, что видел и ощущал на себе все это свинство. Когда сам был учеником. Его айкидо тем от дайто-рю и отличается, что он увидел в одних и тех же приемах нечто большее и более глубокий, философско-психологический смысл, дух воина, содержание, способное дать выход из бесплодного умственного тупика для всего человечества. Спасение для всех, не только для избранных или  высшего самурайского сословия. Он думал о пользе всеобщей, а не только о своих шкурных интересах заботился, строго дозировано цедя свои драгоценные секреты. Я уверен, такие скупые на знания учителя до самой своей смерти так ничего и не поняли. И те, кто идут за ними, тоже тем же рискуют. Всё с точностью до наоборот. Уэсиба бесспорно превзошел своего учителя. Он ухватил больше, чем тому бы хотелось дать, он ухватил главное. Суть. Дух. И поэтому многому научился сам, еще более многому, чем его не научил его учитель. По разнице подходов и успешности айкидо во всем мире это видно, и причем, довольно отчетливо. Зачем заниматься дайто-рю, если это то же самое айкидо? Затем, что в нем нет уэсибовских бредней, но, тем не менее, есть волшебная сила айки. Гениально.

Ну ладно, ладно, надо смягчить. Не свинья, не свинья. Учитель всегда учитель. Кто из нас без греха? Просто человек, своего времени, со своими слабостями и недостатками. На самом деле и правда, не судите, да не судимы будете. В конце концов так и должна выглядеть картина динамики эволюционно-развивательского процесса. Не будем же мы осуждать Колумба, что у него и его современников не хватило ума поплыть на современном круизном лайнере с двигателем внутреннего сгорания. Поплыли на каких-то утлых деревянных лоханках под тряпочно-портяночными парусами. А давайте в тайгу переселимся, к староверам подадимся? Вот они правильно живут. Вот у них истинная вера. Айкидо Уэсибы это отклонение от истинно-самурайского, боевого, дайторюшного пути. Это как в городах жить. Нельзя от матушки-природы отрываться. В тайгу, к медведям. В прошлом все было тру-настоящим, не то, что нынешнее племя, одна сплошная деградация. Затворимся же от очей бесовских в наших скитах боголепных, братия мои…

Был такой случай, тоже, наглядный пример. Один американец очень увлекался гончарным делом. Очень нравилась ему японская посуда для всяких там чайных церемоний. И так ему это искусство хотелось усвоить, что он поехал в Японию и с огромным трудом и упорством добился, чтобы его взял к себе в ученики японский мастер. Он прилежно и трепетно все изучал, чуть ли не у сортира жил. Ну, разумеется, не в лучшей комнате для дорогих гостей. Всю черную работу по дому делал, таковы японские традиции, иерархия и порядок. Сказал учитель жри землю — значит жри землю. Научился он расписывать чашки и чайники традиционным рисунком, в точности как делает мастер. Но через какое-то время ему надоело один и тот же рисунок рисовать. И начали приходить ему в голову другие варианты, в той же японской манере, но не такие однообразные. Немного другие, а если сказать прямо — более лучшие, чем те, что делал учитель. Когда мастер-японец увидел это, он рассвирепел и выгнал своего ученика к чертовой матери: «Этот рисунок передавался японскими мастерами из поколения в поколение! Кто ты такой, что ты вообразил, что имеешь право улучшить его?! Жалкий гайдзин, ты хуже самого последнего, ничтожного, дебильного, и недоделанного японца! Пшел вон отседова!!!» Но если убрать эмоции, то в переводе с языка мастера все это означает примерно следующее: обучение закончилось. Аттестован. И я позволю себе пофантазировать, что этот мастер-японец, где-нибудь, кому-нибудь, возможно даже в Осаке, сказал, что да, он слышал, что в Америке есть человек, который делает красивые чашки, это мой бывший  ученик. Да, он очень знаменит в наших гончарных кругах. Но я многому его не научил. Идите ко мне, и я научу вас всему-всему.

Тоже, не только осуждать и глумиться можно, но и быть благодарными. А уж какой финальный урок был преподан (причем, и тому и другому) так то вообще совершенство. И Сокаку Такеда тоже, как бы он к Уэсибе не относился, все же научил его, и Уэсиба тоже у него научился. Понимали ли они это или нет — не так уж и важно. Но вот такой вариант мне более по душе:

Приятно, конечно, когда люди осознают происходящее, но так бывает далеко не всегда. Осознаём мы происходящее или нет, всегда происходит одно и то же, от нашего субъективизма ничего не меняется. Другое дело, что если не осознаем, тогда мы находимся в большой опасности из-за ошибочной оценки происходящего, а самое главное — решений, которые мы принимаем, исходя их такой оценки. Правильное отношение — это основа для правильных поступков.

Дайто-рю это старое айкидо, когда оно еще не было айкидо. Поэтому оно ближе к малограмотным и недоразвитым, которым то, что говорил Уэсиба кажется бредом именно потому, что они пока еще не способны оценить его слов. Вот не верю я в Колумба и что Земля круглая. Мало ли что там было, это все было давно и неправда. Я лично поплыву и проверю. Изобрету велосипед и поеду. Причем я и в вашу металлургию не верю, поэтому я сделаю свой велосипед из говна и палок. Вот кстати, как недавняя история с батискафом Титан. Выгнали нормальных инженеров-конструкторов из-за их белой кожи и сексизма, набрали цветных и ЛГБТ, 78 видов пола, прогрессивно мыслящих, и нарушающих устаревшие каноны. Вот они и сделали прогресс. Я не понимал, почему не изучить опыт предшественников, это же колоссальный опыт. Наши аппараты Мир, ну просто поинтересуйтесь, прежде чем людей в свою консервную банку сажать и делать из них консервы. Их тела теперь как в консервной банке, мясной фарш, человеческие консервы. Распиливать или лучше так оставить? Вот как быть? А потому не поинтересовались, что мы принципиально не будем интересоваться вашим опытом, чтобы вы наши мысли прогрессивные, своими, устаревшими и отсталыми от жизни, не расстраивали. Шоб у нас не як у всих было.

Зачем нам контроль? Между внутренним и внешним давлением. К черту все эти блудни, предрассудки и предубеждения. Это все уже вообще устарело. Доверимся Вселенной и Богу.

И из таких вот событий следует извлекать пользу и быть за них благодарными. Также как за статью того учителя айкидо, с которой я начал. На все буквально можно смотреть не только в формате приятно-неприятно, весело или грустно. Есть еще формат полезно-бесполезно, а бесполезное может быть вредным и даже гибельным. В нашей власти сделать так, чтобы те, кто погиб, погибли не зря. Если мы извлечем для себя урок и пользу из истории их гибели. И тогда формат «позитивно-негативно» будет смещаться в сторону позитива. Тогда вы будете управлять своим счастьем, а не оно вами.

Я был счастлив потому, что повелевал счастьем. (Александр Суворов).

я думаю, что под счастьем лучше подразумевать победу.

Не будем же осуждать других за их глупости. Пусть хоть рукопашным боем занимаются, живут в пещерах и добывают огонь трением. И даже дрова обратной стороной топора рубят. Прикольно же.  Может и они когда-нибудь выбредут из своей темноты на свет божий. Лишь бы такие учителя наоборот, нас в свою темноту и трясину не затащили. Лидер всегда думает и рассуждает на вершине любых существующих представлений. Его некому похвалить, его титанический труд некому оценить. То, что он говорит настолько другим на вырост, что люди начинают ценить такого человека только в далеком будущем, по прошествии десятилетий, столетий и даже тысячелетий после его смерти. И то, далеко не все, а очень немногие. Вспомните Будду или Христа. Многие ли из людей живущих сейчас, руководствуются в своей повседневной жизни их наставлениями, которые до сих пор не потеряли своей актуальности, но даже наоборот, становятся все более востребованными и актуальными? Потому что это вечная тема, вечная классика. А значит — бессмертие.

Ну и вот конец моей писанины, который лежит всегда там, где начало.

А и Б сидели на трубе. Альфа и Омега.

Движение и Покой. Треугольник и Квадрат.

А круг это буква И, переход, замыкание противоположностей, точка, в которой они соединяются, договариваются и гармонизируют.

Вот и все. Коротко и ясно.

А если вы опять ничего не поняли, начинайте читать с самого начала…

 

Заколдованная буква. Виктор Драгунский.

 

Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:

– Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.

И когда выгрузили, шофер сказал:

– Теперь надо эту елку заактировать, – и ушел.

А мы остались возле елки.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

– Смотрите, а на елке сыски висят.

«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.

Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:

– Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару:

– Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!

Потом Мишка упал в обморок и застонал:

– Ах, мне плохо! Сыски…

И стал икать:

– Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:

– Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски.

У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

– Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

Мишка сказал:

– Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово – хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зеленая,

Боюся уколюся я.

Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:

– Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!

А Мишка:

– Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.

И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» – «Хыхки!» – «Сыски!».

Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:

– Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Вот и всё!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *