«Когда меня спрашивают, почерпнуты ли принципы моего Айкидо из религии, я говорю: «Как раз наоборот». Принципы моего истинного Будо, — это то, что освещает все религии и приводит их к завершению». (Морихей Уэсиба).
Религия — от латинского religare — связывать, соединять связь, а также — сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-либо идее, принципу, нравственному закону, ценности. Я не религиозен, я атеист = я сам не знаю, что говорю. Нет таких людей. Даже беспринципные верят в Беспринципность, преступники в Беззаконие, а атеисты в что Бога нет. (Сэмпай-сан).
«Симон Петр сказал им: «Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни». Иисус же сказал: «Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в Царствие Небесное». (о девушках и женщинах в нашей теме. Сэмпай-сан, Ев.св.Фомы).
«Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы — дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы — бедность». (Ев.св.Фомы).
«Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них он нашел большую, хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море и выбрал большую. Имеющий уши, да услышит». (Ев.св.Фомы).
«Я дам вам то, чего не видел глаз; то, чего не слышало ухо; то, чего не коснулась рука; и то, что не вошло в сердце человека». (Ев.св.Фомы).
«Тот, кто познал мир, нашел труп, а тот, кто нашел труп — мир недостоин его». (Ев.св.Фомы).
«Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять тысяч, и они будут стоять как одно». (Ев.св.Фомы).
«Если плоть произошла ради духа, это — чудо. Если же дух ради тела, это — чудо из чудес. Но (тогда) я удивляюсь тому, как такое большое богатство (может быть) заключено в такой бедности». (Ев.св.Фомы).
«Никто не зажигает светильника и не ставит его под сосуд, и никто не ставит его в тайное место, но ставит его на подставку, чтобы все, кто входит и выходит, видели его свет. Город, построенный на высокой горе, укрепленный, не может пасть, и он не может быть тайным». (Ев.св.Фомы).
«Ученики его сказали: «В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя?» Иисус сказал: «Когда вы обнажитесь и не застыдитесь, возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их. Тогда вы увидите сына Того, кто жив, и вы не будете бояться». (Ев.св.Фомы).
«Ученики спросили его: «Хочешь ли ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище?» Иисус сказал: «Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто перед небом и нет ничего тайного, что не стало бы явным». (Ев.св.Фомы).
«Познай то, что (или того, кто) перед лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя, — откроется тебе». (Ев.св.Фомы).
«Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем». (Ев.св.Фомы).
Великие мастера прячут свои секреты в головах у невежд. Также поступает Природа с Тайной мироздания. Все секреты и тайны скрываются внутри нас. «Каждый из нас может и способен сам ответить на любой поставленный в жизни вопрос, но далеко не все понимают, что это еще и обязанность, исполняя которую, мы отдаем должное самому себе». (Сэмпай-сан, Свободное Айкидо).
«Я бросил огонь в мир, и вот я охраняю его, пока он не запылает». (Ев.св.Фомы).
«Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, но мало избранных». (Мф. 20:16).
«Невозможно, чтобы кто-то вошел в дом сильного и взял его силой, если он не свяжет его руки. Тогда (лишь) он разграбит дом его. Если хозяин дома знает, что приходит вор, он будет бодрствовать до тех пор, пока вор не придет, и он не позволит вору проникнуть в дом свой, чтобы унести его вещи. Вы же бодрствуйте пред миром, препояшьте ваши чресла с большей силой, чтобы разбойники не нашли пути пройти к вам. Ибо нужное, что вы ожидаете, будет найдено». (Ев.св.Фомы).
«Это тайные слова, которые сказал Иисус живой, и которые записал Дидим Иуда Фома. Тот, кто обретет истолкование этих слов, не вкусит смерти». (не погибнет, не проиграет, не будет убит, не потерпит ущерба или поражения, короче говоря — спасется. Семпай-сан, Ев.св.Фомы).
«Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу». (и если вы тренируетесь. Сэмпай-сан, Ев.св.Фомы).
«Айкидо — лекарство для больного мира. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику и оставь все эгоистичные мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем». (Морихей Уэсиба).
«Жизнь — это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми. Искусство Мира прославляет связь неба, земли и человечества. Это все, что истинно, хорошо и красиво». (Морихей Уэсиба).
«Все законы неба и земли живут в тебе. Жизнь сама по себе истина и это не изменится никогда. Все сущее на небе и на земле дышит. Дыхание — это нить, связывающая все мироздание воедино. Когда можешь ощущать бесчисленные вариации вселенского дыхания, тогда рождаются отдельные техники Искусства Мира». (Морихей Уэсиба).
«Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай все хорошее и доброе как свое. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой. Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудренных людей. Все вокруг — даже горы, реки, травы и деревья — должно стать твоим учителем». (Морихей Уэсиба).
В смертельном поединке слабый может стать сильным, а сильный в страхе утратить свою силу. (не помню где прочитал, вспомню — напишу. Сэмпай-сан).
«Зациклившись на победе, мы переполняемся ее предвосхищением, которое провоцирует излишнее напряжение. Кроме того, желание одержать победу превращает нас в агрессоров, а агрессия неминуемо приводит к спешке и оплошностям. Напротив, если вашей единственной целью является избежать поражения, вы можете дать волю своему неукротимому духу, свободному от тревог и героических ожиданий. Реакции вашего тела становятся естественными и инстинктивными, насколько позволяют приобретенные навыки. И тогда вы, скорее всего, добьетесь успеха». (Кири Мицумоно, мастер йайдо).
«Кроме того, важно помнить, что победа должна достигаться без попытки победить. На первый взгляд эта мысль кажется противоречивой. Как же можно добиться победы, не желая ее, не стараясь выиграть? Ответ заключается в том, что ключом к победе является твердая решимость не проиграть». (Кири Мицумоно, мастер йайдо).
«У тех, кто слабее меня, я выиграю. Те, чьи способности больше, чем мои, победят меня. Если способности моего противника и мои собственные равны, произойдет ай учи, взаимное убийство. Это — вершина невежества и глупости. Здесь применяется та же тактика и мышление, которые применяют тигры, волки и другие дикие животные в борьбе за выживание. Я отрекаюсь от этого пути. Это и не путь меча, и не путь следования человеческих существ. (Харигая Секиун, великий мастер меча, живший в 17-м веке).
«О Сенсей постоянно говорил своим ученикам, что те принципы, которые управляют природой управляют и Айкидо. Маленькая птичка может летать и во время шторма, но не против ветра. Она должна использовать силу ветра себе на пользу. Вы можете плыть в маленькой лодочке по бурному морю, но только если вы знаете, как плыть по волнам». (Мицуги Саотомэ).
«Я спокоен, когда бы и как бы на меня не нападали. У меня нет привязанности ни к жизни, ни к смерти. Я оставляю все, как есть Богу. Не будь привязан к жизни и смерти и оставляй Ему все — не только когда на тебя нападают, но и в своей повседневной жизни». (Морихей Уэсиба).
«Я не ищу общества людей. Чьего же общества я ищу? Бога. Этот мир не в порядке, потому что люди ищут общества друг друга, говоря и делая глупости. Без будо нация приходит в упадок, потому что будо — это жизнь, посвященная любовной защите, и источник познавательной деятельности». (Морихей Уэсиба).
«Мир всегда будет меняться, но битвы и войны могут уничтожить нас всех до единого. Сейчас нам нужны техники согласия, а не техники спора. Сейчас требуется Искусство Мира, а не Искусство Войны». (Морихей Уэсиба).
«Ищущие единоборства совершают смертельную ошибку. Бить, разрушать, причинять увечья — это тяжелейший грех, который может совершить человек. Настоящий Путь Воина заключается в том, чтобы предотвращать избиение. Это и есть Искусство Мира, это и есть сила любви». (Морихей Уэсиба).
«Путь чрезвычайно широк. С древних времен и поныне даже величайшие мудрецы не были способны охватить всю истину; объяснения и учения мастеров и святых выражают только часть целого. Никто не может говорить о таких вещах во всей их полноте. Поэтому просто направляйся к свету и теплу, учись у богов и посредством упорной практики Искусства Мира становись единым с божественным». (Морихей Уэсиба).
«Искусство Мира — это религия, которая не является религией; оно делает совершенными и завершенными все религии». (Морихей Уэсиба).
«Ты находишься здесь только с одной целью — осознать свою внутреннюю божественность». (Морихей Уэсиба).
«Божественное не любит, когда его запирают в помещении. Божественному нравится быть под открытым небом. Оно всегда здесь, в этом самом теле. Каждый из нас — миниатюрная Вселенная, живой храм». (Морихей Уэсиба).
«Нельзя касаться Божественного нашими грубыми органами чувств. Божественное внутри тебя, а не где-либо еще. Присоединись к Божественному, и ты сможешь воспринимать присутствие богов повсюду, только не пытайся их хватать или цепляться за них». (Морихей Уэсиба).
«Полагайся на Мир, чтобы проявились твои многогранные способности; умиротворяй своей окружение и твои прекрасный мир». (Морихей Уэсиба).
«В конце концов ты должен будешь вообще забыть о технике. Чем дальше продвигаешься, тем меньше остается догм. Великий Путь — это, на самом деле, Отсутствие Пути». (Морихей Уэсиба).
«Техники Мира постоянно изменяются; каждая ситуация уникальна, и надлежащий ответ должен приходить естественным образом. Завтрашние техники будут отличаться от сегодняшних. Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство Мира не имеет формы, оно есть изучение Духа». (Морихей Уэсиба).
«Отбрось ограничивающие мысли и вернись к истинной пустоте. Стой среди Великой Пустоты. Это и есть секрет Пути Воина». (Морихей Уэсиба).
«Прогресс приходит к тому, кто тренируется и тренируется. Если будешь рассчитывать на тайные техники, то ничего не достигнешь. Просто играть с той или иной техникой — занятие бесполезное. Действуй решительно. Выкладывайся полностью!» (Морихей Уэсиба).
«Тренируйся без лишней спешки, ибо требуется как минимум десять лет, чтобы овладеть азами и перейти к первой ступени. Никогда не считай себя всезнающим, совершенным мастером; ты должен продолжать тренироваться ежедневно вместе с друзьями и учениками, чтобы продвигаться в Искусстве Мира». (Морихей Уэсиба).
«Овладевай божественными приемами Искусства Мира, и ни один враг не посмеет бросить тебе вызов». (Морихей Уэсиба).
«Настоящее Искусство Мира в том, чтобы не жертвовать ни одним своим воином для разгрома врага. Побеждай врагов, всегда занимая безопасную и неуязвимую позицию; тогда никто не пострадает. Путь Воина, Искусство Политики — в том, чтобы остановить беду до того, как она начнется. Побеждай своих противников духовно, заставив их осознать бессмысленность их действий. Путь Воина заключается в том, чтобы устанавливать гармонию». (Морихей Уэсиба).
«Слева и справа избегай любых резких блоков и отражений удара. Захватывай сознание своих противников и рассеивай их!» (Морихей Уэсиба).
«Даже самый сильный из людей имеет ограниченную сферу силы. Вытащи его из этой сферы и затащи в свою, и его сила рассеется». (Морихей Уэсиба).
«Твой дух есть твой истинный щит». (Морихей Уэсиба).
«Видя меня перед собой, врага нападает, но к этому времени я уже стою в безопасности за его спиной!» (Морихей Уэсиба).
«В Искусстве Мира нет атаки. Если ты нападаешь, это означает, что ты не владеешь собой. Никогда не убегай от вызова, но и не пытайся неестественным образом подавить или подчинить своего противника. Позволь нападающим подойти к тебе так, как им угодно, а затем слейся с ними. Никогда не преследуй противника. Отводи каждую атаку в сторону и держись за спиной атакующего». «Не сопротивляйся, но и не поддавайся». (Свободное айкидо, Морихей Уэсиба).
«В нашей технике мы полностью входим в атаку противника, совершенно растворяемся в ней и решительно ею управляем. Сила пребывает там, где наша Ки сосредоточена и устойчива; замешательство и дурные мысли появляются, когда Ки застаивается». (только благодаря кендо я начал понимать истинный смысл этих слов. В такие моменты я получал удар синаем от своего сенсея. Семпай-сан, Морихей Уэсиба).
«Даже если тебе бросает вызов один-единственный противник, будь бдителен, ибо тебя всегда окружает целый сонм врагов». (Морихей Уэсиба).
«Неудача — залог успеха. Каждая ошибка чему-то учит нас». (Морихей Уэсиба).
«Будь благодарен даже за трудности, неудачи и за встречи с дурными людьми. Преодоление препятствий — важнейшая часть обучения Искусству Мира». (Морихей Уэсиба).
«Сама жизнь и есть испытание*. Тренируясь, ты должен испытывать и отшлифовывать сам себя, чтобы достойно встречать великий вызов жизни. Выйди за пределы сферы жизни и смерти, и тогда ты сможешь пройти через все кризисы спокойно и безопасно». (*сиай в кендо означает испытание. Если вам нет дела ни до выигрыша, ни до проигрыша, вы естественным образом успокаиваетесь, приходите в себя и можете идти куда вам нужно, спокойно и безопасно. Семпай-сан, Морихей Уэсиба).
«Каждый день жизни человека несет в себе радость и гнев, боль и удовольствие, тьму и свет, рост и упадок. Каждый миг служит великому замыслу Природы. Не пытайся же отрицать или сопротивляться космическому порядку вещей». (Морихей Уэсиба).
«Не взирай на этот мир со страхом и отвращением. Смело смотри в лицо тому, что предлагают тебе боги». (Морихей Уэсиба).
«Свободный от слабости, просто не обращай внимания на яростные атаки своих врагов: иди и действуй!» (Морихей Уэсиба).
«Всегда старайся быть в союзе с небом и землей; тогда будешь видеть мир в истинном свете. Самодовольство исчезнет и ты сможешь поглощать в себя любое нападение. Если твое сердце достаточно велико, для того, чтобы принять в себя своих противников, ты можешь видеть их насквозь и избегать их нападений. И когда ты примешь их в себя, то сможешь направлять их по пути, указанному тебе небом и землей». (Морихей Уэсиба).
«Тело должно быть треугольным, сознание — круглым. Треугольник означает генерирование энергии и является самой устойчивой физической формой. Круг символизирует безмятежность и совершенство, неисчерпаемый источник технических приемов. Квадрат — это прочность, основа всякой власти». (Морихей Уэсиба).
«Зарождайся от Великой Земли; вздымайся, как Великие Волны; стой, как дерево, сиди, как скала; используй Одно, чтобы победить Всех; учись и забывай!» (Морихей Уэсиба).
«Техники Искусства Мира ни быстры, ни медленны, они не внутри, не снаружи. Они по ту сторону времени и пространства». (Морихей Уэсиба).
«Двигайся как луч света, летай как молния, бей как гром, вращайся вокруг устойчивого центра!» (Морихей Уэсиба).
«Правильная поза тела отражает правильное состояние ума. Ходьба — это боевое искусство. (Морихей Уэсиба).
«В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Когда мы говорим «нанести поражение», то имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума». (Морихей Уэсиба).
«Те, чьи намерения злы, а мысли противоречивы обречены на поражение». (Морихей Уэсиба).
«Инструкторы могут дать только частицу учения. Только при личной практике ты постигнешь тайны Искусства Мира». (Морихей Уэсиба).
«Путь Воина нельзя выразить словами или иероглифами. Ухвати его суть и иди вперед, к Реализации!» (Морихей Уэсиба).
«Просветленные никогда не перестают работать над собой. Достижения таких мастеров невозможно описать словами. Самые совершенные действия наследуют образцам, содержащимся в природе». (Морихей Уэсиба).
«Проницательности интеллекта недостаточно, чтобы понять это». (Морихей Уэсиба).
«Ежедневные упражнения в Искусстве Мира позволят твоей внутренней божественности сиять все ярче и ярче. Пусть тебя не заботит правота или неправота других. Не надо рассчитывать наперед, не надо действовать неестественно. Сосредоточься на Искусстве Мира и не критикуй других учителей и другие традиции. Искусство Мира никогда никого и ни в чем не ограничивает. Оно всеобъемлющее и всеочищающее. Единственное желание, которое должно остаться — это жажда новых и новых упражнений на Пути». (Морихей Уэсиба).
«Хоть наш путь и отличается от воинских искусств прошлого, вовсе не обязательно отказываться от всего старого. Вбирай почтенные традиции в наше новое искусство и одевай их в свежие одежды; на фундаменте классических стилей строй новые, лучшие формы». (Морихей Уэсиба).
«Искусство Мира чрезвычайно широко, оно отражает грандиозное устройство скрытых и проявленным миров. Воин — это живой храм Божественного, это тот, кто служит великой цели». (Морихей Уэсиба).
«Искусство Мира не полагается на оружие и грубую силу; вместо этого мы приводим себя в гармонию со Вселенной, поддерживаем мир в наших сферах, пестуем жизнь и предотвращаем смерть и разрушение. Истинное значение слова «самурай» — «тот, кто служит и следует силе любви». (Морихей Уэсиба).
«Экономика — основа общества. Когда экономика стабильна, общество развивается. Идеальная экономика сочетает духовное с материальным, а лучшие товары — это искренность и любовь». (Морихей Уэсиба).
«Всякая жизнь есть проявление духа, проявление любви. Искусство Мира есть чистейшее выражение этого закона. Воин обязан положить конец всяким спорам и страстям. Вселенская любовь действует во многих формах; каждое ее проявление должно иметь возможность свободно выражаться. Искусство мира — это и есть истинная демократия». (Морихей Уэсиба).
«Кристально чистый, острый и яркий, священный меч не оставляет злу ни малейшей лазейки!» (Морихей Уэсиба).
«Искусство Мира не дается легко. Надо бороться до самого конца, надо убить в себе злые желания и всякую ложь. Иногда Голос Мира звучит как гром, выводя людей из их оцепенения». (Морихей Уэсиба).
«Пронизывающее сверкание клинков, выкованных теми, кто следует Пути, поражает злого врага, крадущегося глубоко внутри их душ и тел». (Морихей Уэсиба).
«Как только ты начинаешь искать хорошее и плохое в своих близких, в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их — это приводит к твоему ослаблению и поражению». (Морихей Уэсиба).
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее время на негатив». (Стивен Сигал).
«Пусть твой ум всегда будет ярок и ясен, как безбрежное небо, величайший океан и высочайший горный пик. Пусть твое тело всегда будет наполнено светом и теплом. Наполняй себя силой мудрости и просветления». (Морихей Уэсиба).
«Постигай учения сосны, бамбука и цветущей сливы. Сосна вечно зелена, прочно укоренена и солидна. Бамбук крепок, гибок, несокрушим. Сливовый цвет дерзок, ароматен и изящен». (Морихей Уэсиба).
«Можно ли допустить, что другие достойнее тебя? Ведь человек ничего не достигнет в обучении, если он не обладает великой уверенностью в себе. Ему не принесут пользу никакие наставления, если он не направит свои усилия на служение клану. Однако, наше рвение подчас остывает, подобно чайнику, в котором заваривают чай, но есть средство предотвратить это. Для этого я следую четырем заповедям: 1) Не позволяй другим превзойти себя на Пути Самурая. 2) Всегда будь полезен своему хозяину. Помни сыновний долг перед родителями. 3) Проявляй великое сострадание и помогай людям. Если ты будешь произносить эти четыре заповеди каждое утро перед всеми божествами и буддами, твои силы удвоятся, и ты никогда не свернешь с избранного пути. Ты должен продвигаться к цели шаг за шагом, словно маленький червячок. Божества и будды тоже начинали с заповедей». (Ямамото Цунетомо, Хагакурэ — Сокрытое в листве).
«Понимаете, почему Россия непобедима? Потому что чтобы победить врага его надо понять. А всякий, кто поймет Россию сам становится русским». (Сергей Разумовский +).
«Любовь — это способность к самопожертвованию. А там все слишком прагматично и взаимовыгодно. И никто ничем жертвовать даже не собирается». (Сергей Разумовский +).