Коротко суть кендо. Кавказский пленник.
Коротко суть кендо. Кавказский пленник.

Коротко суть кендо. Кавказский пленник.

Заниматься кендо имеет смысл для изучения принципов или природы сражений. Это и есть боевое искусство или искусство войны (или Искусство Мира, потому что хочешь мира — готовься к войне), искусство ориентироваться в боевых ситуациях. Однако, прежде чем это практиковать, надо сначала в этом хорошо разобраться, то есть научиться это правильно понимать.

В кендо (как и вообще в боевом искусстве) есть два раздела. Атакующий, или Шикаке-вадза, и  Отвечающий, или Одзи-вадза. То есть техники Атаки и техники Ответа.

В первом разделе вы ведете себя как Майк Тайсон. Выходите на ринг, идете вперед и ломаете своего противника. В айкидо это не приветствуется. Противник просто стоит, никого не трогает, никак не угрожает.

Удар, удар, еще удар, опять удар — и вот
Борис Будкеев (Краснодар) проводит апперкот.
Вот он прижал меня в углу, вот я едва ушел,
Вот — апперкот, я на полу, и мне нехорошо.
И думал Будкеев, мне челюсть кроша:
«И жить хорошо, и жизнь хороша!»
При счете «семь»я все лежу, рыдают землячки.
Встаю, ныряю, ухожу, и мне идут очки.
Неправда, будто бы к концу я силы берегу, —
Бить человека по лицу я с детства не могу.
Но думал Будкеев, мне ребра круша:
«И жить хорошо, и жизнь хороша!»

Почему не приветствуется? Потому что это чудовищное поведение. Оно многим кажется чем-то крутым, потому что оно любому дураку и самой последней обезьяне понятно. Изувечить, чтобы все вокруг было в кровище — это круто, а если никто не пострадал, то даже как-то неинтересно: на что тут смотреть? На самом деле это как раз запредельное уродство и тупость, в которой нет ничего крутого. Никакое не искусство, а просто мордобой. Это уровень ММА, смешанных единоборств, боев без правил, рукопашников, драки, адской недоразвитости и запредельного позора. Ну или самого начального, примитивного представления о боевом искусстве. Феномен айкидо в том, что оно предлагает более продвинутый способ решения проблемы. Он лежит далеко за пределами тупого насилия над противником.  На эту высоту надо еще суметь подняться как личность, чтобы стать способным ее оценить. Тем не менее, с чего-то же надо начинать. Вы должны уметь нападать. Хотя бы для того, чтобы понимать, как это будет делать противник. Или для того, чтобы ваш партнер мог тренироваться с вами, то есть  работать с вашей атакой.

В атакующем разделе собраны все возможные техники и способы нападения. Хараи, Осаэ, Макиаге, угрозы, финты, провокации. Заканчивается атакующий раздел техникой Дэбана, которая находится на грани, как бы между двумя разделами, но все-таки считается атакующей. И тем не менее, ее можно рассматривать как технику защитную или контратакующую, как технику ответа, потому что ее суть в том, что вы атакуете противника в самом начале его атаки. То есть первым атакует все-таки он, а вы отвечаете на его атаку. Но вот  если это вы его спровоцировали начать атаку, тогда получается, что первым начали вы. Вы начали с провокации и ваша провокация была началом вашей атаки. А может быть вы не провоцировали, просто чутко следили, когда он начнет. А может быть само ваше существование его раздражало и было для него провокацией. Технику Дэбана понять непросто, верно?

Если вы проспали время начала атаки, то есть Дэбану делать уже поздно (атака противника уже миновала свой старт и начала набирать обороты) тут остается только воспользоваться вторым разделом, а именно — Одзи-вадза. Для этого вам надо уйти. Отступить назад с того места, где вы будете непременно убиты. Противник ведь уже хорошо рассчитал, куда именно должен прийти пик мощи его атаки. Вы обязательно должны сойти с этого места, иначе вы будете уничтожены или искалечены. Его атака  просто настигнет и поразит вас. Даже если вы попытаетесь ее заблокировать. Блок может быть пробит или вы можете обмануться, ошибиться и заблокировать не то место. Лучше уйдите. Уходить можно куда угодно. В сторону, назад или вперед. В зависимости от ситуации, куда вам будет выгоднее, или куда вам будет быстрее и проще. Если вы хотите погасить его атаку, то есть сделать Контроль — уйдите вперед. Возможно вы в ситуации, когда вам выгоднее сделать Контроль. Выиграть время, разобраться в происходящем, собраться с мыслями и найти решение, как лучше конкретно здесь поступить. Если сомнений нет и  ваша цель победить противника, можно уйти в сторону или назад, выполнив одну из техник из раздела Одзи-вадза: Суриаге, Каэси, Нуки или Учиотоши.

Раздел Одзи-вадза можно сравнить с отступлением, но это не совсем бегство. Отступая, вы устанавливаете ментальную связь (ментал-контакт) с противником, заманивая или вовлекая его в погоню за вами. При этом вы продолжаете владеть инициативой  и удерживать  власть над происходящим. Это как если вы убегаете от преследователей, но продолжаете по ним стрелять из тачаночного пулемета. Вы не просто спасаетесь бегством. Вы создаете угрозу, уничтожая смысл вас преследовать. Вы убегаете, но продолжаете атаковать. Если вы это не делаете, а просто бежите, вас будут преследовать до тех пор, пока не настигнут. Угрозы нет. Бегущие запуганы и парализованы страхом. Преследующие же наоборот, в безопасности, радостно-воодушевлены и увлечены травлей. Стреляйте по ним, чтобы испортить им праздник, и заставьте их искать развлечения в другом месте.

Строго говоря, кендо — это изучение природы конфликтов и методов решения любых вызовов и проблем.

Искусство Мира заключается в том, чтобы предотвратить беду до того, как она начнется.

(Морихей Уэсиба.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *