Не будьте дворниками. (Айкидо или Кендо?)
Не будьте дворниками. (Айкидо или Кендо?)

Не будьте дворниками. (Айкидо или Кендо?)

Мне могут сказать, что это в поединках все просто. В жизни всегда больше патронов, чем у дуэлянтов. Но это не так. В мировой политике между державами  тоже ядерный паритет. Ни у кого нет преимущества. Поэтому можно и в наше время смело рассматривать поединок или дуэль как полностью актуальную ситуацию. И даже тем более в наше время. Теперь представим ее себе. Поскольку в прошлую тренировку мы занимались только вдвоем с Мариной, то пример будет такой. У нас с Мариной дуэль. У каждого по одному патрону.

Если личностное развитие Марины находится на уровне дворника и ей повезло меня застрелить, она сожмет кулачок и, подняв и опустив его, скажет: «Йес! Я победила!». Обычно на этом месте в американских фильмах главные герои уходят в закат, а потом идут титры. В реальной жизни возникает проблема куда деть труп и как бы незаметно смыться с места преступления, чтобы не сесть в тюрьму. Про то, что интересных тренировок больше не будет, говорить уже не приходится. То есть, в реальности будет: Йес, теперь меня посадят в тюрьму. Или мне надо поубивать всех людей-свидетелей,  гуляющих в парке. Это победа? Это катастрофа. Тем не менее, американский синематограф утверждает что да, именно так она, победа,  и выглядит. Просто быстро-быстро убегайте в закат, и тогда у вас  все получится.

Теперь рассмотрим вариант, где Марина не дворник, а человек с высшим образованием. Искусствовед боевых искусств.

Она чутко уклонится от моего выстрела, при этом сохранив свой. Потому что у нее оказалось больше терпения, выдержки и самообладания.

И тогда она скажет: «А теперь, Сергей Николаевич, вы поедете со мной в Боргустан и будете моим рабом до конца своих дней. Ну-ну, (она же искусствовед и очень чуткая) не бойтесь, я буду с вами хорошо обращаться».

Теперь скажите, в каком варианте больше перспектив?  Какой вариант является истинной победой?  К сожалению, большинство людей на планете с вами не согласится. Более привлекательным считается это:

Дядя в костюмчике это даже классикой называет.

Когда журналист спросил Годзо Сиоду (айкидо Есинкан) какая самая крутая техника в айкидо, Сиода ответил: «Подружиться с человеком, который пришел тебя убить».

А вот что мы делаем и практикуем в кендо. Разницы никакой:

Вы можете быть частью болезни или частью лекарства.

Не будьте дворниками. Получайте высшее образование.

 

_______

Вот вам пример чуткости или уровня высшего образования, которого достиг Морихей Уэсиба.  Со стороны, с точки зрения человека, далекого от боевых искусств (в частности фехтования) все это покажется неправдоподобным. Но так и должно быть. Новички, которые пытаются поучаствовать в судействе опытных фехтовальщиков тоже часто не могут ничего понять, настолько быстро для них  все может произойти. Это отрывок из книги Годзо Сиоды Айкидо Сюге, где он делится с читателями своими воспоминаниями о своем учителе:

Уклонение от выстрелов.

Говоря о странных вещах, я бы хотел рассказать об одном чрезвычайно странном событии, которое я видел своими собственными глазами. Однажды в Додзё Уэсибы прибыл официальный представитель департамента военного снаряжения вместе с 9-ю военными офицерами. Они пришли, чтобы посмотреть на удивительное искусство Айкидо, о котором они много слышали.

Эти люди были армейскими инспекторами, которые проверяли, чтобы каждое оружие действительно стреляло, и определяли исправность прицелов. Их мастерство в стрельбе было олимпийского уровня. Я заметил, что они попадали в цель каждый раз! Уэсиба Сенсей, который устроил в этот день перед этими людьми демонстрацию, заявил: «Знаете… ваше оружие не может повредить мне». Я, конечно, раньше слышал, что, когда он был в Монголии, ему удалось избежать пуль бандитов, но эти люди все-таки были не бандитами. Профессиональная гордость инспекторов была уязвлена, и они довольно сильно разозлились.

«Вы уверены, что пули вас не заденут?» – спросили они.

«Конечно».

«В таком случае, мы хотели бы испытать Вас»

«Прекрасно».

Они поймали его на слове и немедленно договорились о дате встречи, которая должна была состояться в Армейском Стрелковом Центре Окубо. До дня встречи они заставили Уэсибу Сенсея написать официальную бумагу о том, что он согласен стать живой мишенью для армейских офицеров, и поставить на документе свой отпечаток пальца. В качестве дополнительной предосторожности они отнесли этот документ в армейский суд. Поэтому, даже если бы Сенсея убили, никто бы не смог подать жалобу.

Назначенный день настал, и армейская машина пришла за Сенсеем, чтобы отвезти его в тир в Окубо. Господин Юкава и я сопровождали его. Естественно, жена Сенсея была очень обеспокоена и умоляла его передумать, но Сенсей продолжал беспечно повторять: «Все в порядке, они ни за что не попадут в цель». Господин Юкава и я также были очень озабочены; до такой степени, что уже начали подумывать, не имеет ли смысл подготовится к похоронам.

Когда мы прибыли в тир, там нас поджидал еще один сюрприз. Я ожидал, что в Сенсея будет стрелять только один человек, но мы были в шоке, когда увидели, что их было шестеро.

У них в руках были револьверы, для которых наиболее эффективная дистанция ведения огня составляет 25 метров, и обычно на этой дистанции устанавливается мишень в виде фигуры человека. Однако в тот раз на месте манекена встал Уэсиба Сенсей. Затем с нашей стороны эти шесть инструкторов взяли в руки револьверы и заняли позицию на дистанции 25 метров от Сенсея. Я задержал дыхание и наблюдал за приготовлениями, гадая, как же Сенсей сможет выйти из этой ситуации.

Шесть револьверов выстрелили одновременно, и вокруг нас закружилось облако пыли. А затем, неожиданно, один из шести снайперов полетел в воздух! Что произошло? Прежде чем мы смогли это понять, Сенсей уже стоял за спинами шести человек, усмехаясь себе в бороду. Он выглядел, как ребенок во время игры. Я был растерян и не мог понять, что же произошло. Не только я. Каждый присутствовавший был настолько потрясен, что не мог найти слов, чтобы выразить наш шок.

Однако это не убедило шестерых инспекторов, и они спросили, не мог бы Сенсей сделать это еще раз. «Хорошо» – ответил он безразлично. Еще раз шесть стволов нацелились на Уэсибу Сенсея и выстрелили. На этот раз в воздух взлетел инспектор, находившийся в конце группы. Точно так же, как и раньше, Уэсиба Сенсей стоял за нашими спинами. Я был ошеломлен, так как на этот раз сказал себе, что буду внимательно смотреть, чтобы увидеть, что именно делал Сенсей. Но хоть я и старался изо всех сил, я был абсолютно не в состоянии заметить, как он двигался.

В Уэсибу Сенсея целились шесть револьверов, когда он стоял на месте мишени, и было спущено шесть курков. Это всё, что я помнил. Но в следующий момент Сенсей уже преодолел дистанцию в 25 метров и бросил одного из шести снайперов. Я не мог найти этому никакого другого объяснения, кроме божественной природы его техник. Оставив армейский персонал с недоуменными лицами, Сенсей с триумфом вернулся домой.

По дороге назад я спросил «Сенсей, как вам удалось это сделать?»

Я получил следующий ответ. Он сказал, что перед выстрелом, когда нажимается спусковой крючок, вылетает вспышка, подобная золотому шару. Сама револьверная пуля вылетает позже, поэтому уклониться от нее просто. В этом случае, даже если шесть человек намерены стрелять одновременно, золотые шары никогда не летят вместе. Конечно, стрелки стараются стрелять синхронизовано, но, тем не менее, выстрелы звучат с небольшой разницей во времени, поэтому просто нужно двигаться к тому, кто собирается стрелять первым.

«Золотая вспышка издает невероятно резкий звук» – сказал Сенсей. Согласно его словам, после звука он начинал бежать. Он бежал в манере ниндзя, пригнувшись и делая маленькие шаги. К моменту вылета пули он пробегал примерно половину дистанции.

Сенсей сказал, что промежуток времени между золотой вспышкой и пулей был достаточно большим. Но для нас, наблюдателей, все происходило невероятно быстро. Мы были не в состоянии заметить, как он оказывался возле первого выстрелившего человека настолько близко, чтобы бросить его.

По словам Уэсибы Сенсея: «Бог сказал, что я нужен этому миру и позволил мне жить. Мой период очищения еще не завершился, поэтому я не могу умереть. Когда я буду уже не нужен этому миру, боги позволят мне умереть».

Сенсей выглядел абсолютно убежденным в этом, но мы, конечно же, не понимали, что он имел в виду. И я знаю, что вам, читателям, будет сложно поверить в такие истории, но подобного рода вещи происходили на самом деле.

У этой истории есть продолжение. Оно связано с Сато Тейдзиро, охотником, который был моим знакомым из префектуры Яманаси. Он был профессиональным стрелком. Например, при охоте на фазанов охотники обычно целятся и стреляют по ним, когда те опускаются на землю. Говорят, что в этот момент их скорость полета равна приблизительно 200 километрам в час. Если фазану выстрелить в голову, то он упадет прямо на землю, но если пуля ударит в тело, то птица упадет очень далеко. Соответственно, охотники стараются целиться в голову. А это – очень сложное дело. И, тем не менее, г-н Сато попадал в голову фазана при каждом выстреле. В охоте он был мастером из мастеров.

Однажды я рассказал г-ну Сато историю о том, как Уэсиба Сенсей избежал выстрелов шести револьверов. «Даже если он это сделал, то я уверен, что от моего выстрела он не увернется» – убежденно сказал г-н Сато. «Человеческая голова намного больше, чем голова птицы, в которую я привык стрелять. Я не могу представить, чтобы я промахнулся по человеку!»

Сказав это, он спустился с гор, чтобы бросить вызов Уэсибе Сенсею. Я проводил его в додзё Уэсибы и сказал Сенсею, что г-н Сато хочет бросить ему вызов. Сенсей вызов принял.

Я внимательно и несколько обеспокоено наблюдал за тем, как Сенсей садился в сэйдза в дальнем конце додзё, в то время как г-н Сато выходил на позицию с охотничьим ружьем. А затем, когда он был уже готов нажать на спусковой крючок, Сенсей знаком остановил его и воскликнул: «Подождите! Ваша пуля попадет в меня! Ваши мысли ничто не искажает, и вы явно хотите застрелить меня. С самого начала вы знали, что попадете в цель. Я не могу уклониться от выстрела такого человека, вы настоящий мастер!» Сказав это, Сенсей склонил голову перед г-ном Сато. В восхищении г-н Сато благополучно вернулся в свои горы.

Я был потрясен. Г-н Сато был мастером стрельбы из ружья, и Уэсиба Сэнсэй признал это и отступил. Это было доказательством того, что мастер может распознать другого мастера, не правда ли? Я чрезвычайно рад, что стал свидетелем поединка двух подлинных мастеров.

Если мне не изменяет память, этот случай описан и другим учи-деши (личным учеником) Уэсибы. (Если вспомню, допишу. Там он рассказывает, что Уэсиба также сказал: «Невозможно уклониться от пули человека, способного выстрелить без ружья»). Они всюду таскались за своим учителем и сопровождали его во всех его поездках и путешествиях.  Носили его покупки, вещи, покупали билеты на электричку и все такое прочее. Японцы. Как услужливые шестерки в фильмах Такеши Кетано про бандитов якудза.  В то время они были совсем молодыми людьми, можно сказать почти новичками. Все это очень напоминает христианские евангелия от апостолов. Когда (такие же личные) ученики ходили за Христом, они тоже ничего не понимали и также искренне удивлялись, видя в том, что он делает сплошные загадки и чудеса. А когда прошло определенное количество времени, и они начали ориентироваться; когда уже вся эта история осталась далеко позади; когда они выросли (вернее, то, что в них было брошено дало всходы),  тогда на них сошло понимание. Это состояние хорошо и точно выражает известная фраза: схождение святого духа. У дзен-буддистов это называется сатори или просветление. Вот тогда они сели и написали свои воспоминания об учителе. Каждый немножко по-своему, но это и интересно. Тем не менее, показания свидетелей между собой не расходятся и друг другу никак не противоречат. Наоборот, из-за того, что их написали разные по своему характеру, складу ума и восприятию люди, мы сейчас имеем возможность сложить для себя представления об учителе максимально полно, со всех возможных ракурсов и сторон. Отчасти я это уже сделал, поэтому выскажу свое мнение на счет уклонения от выстрелов. На самом деле, конечно, это никакие не чудеса, а вполне себе обычно дело, хоть и очень впечатляющее и выдающееся. Это может каждый из нас, но вы не сможете этого сделать только потому, что вы этого захотели. Это не просто понять даже теоретически, как это работает, но и когда вы поймете в чем секрет фокуса, это еще нужно суметь выполнить-исполнить. Вот например, вы теоретически знаете, как играют на рояле Лунную сонату Бетховена. Эта волшебная и чудесная музыка не считается колдовством или чудом., не так ли? Вы понимаете, как это работает. Но вы не сможете сесть за рояль и также сыграть только потому, что вы этого захотели.

В случае с уклонением от выстрелов, Уэсиба просто сделал вот это, только форма множественной атаки была более непривычна, более остра и более впечатляюща:

Принцип оставался тем же, а именно: точный расчет времени ухода с того места, где ты только что стоял, куда реально и откровенно прицелился противник, и куда уже началась атака.

А вот то что умел делать охотник Сато и не умели делать военные офицеры, что было подмечено Уэсибой. Когда он предварительно посмотрел, как они стреляют. Тогда ему и пришло в голову бросить им вызов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *